Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

ими. На самом же деле она ни в создании космоса,

ни

      (стр.125)

      в промысле о становлении, ни в прорицании о нем никогда не снисходит до

причастного ей, но уделяет блага всему, делает все подобным себе и без

зависти помогает управляемому ей, а сама тем больше остается в себе, чем

более исполнена собственного совершенства. Она не оказывается во власти

причастного ей, а делает сопричастное принадлежащим ей, всемерно спасает

его, но целиком пребывает в себе, собирает его все в самой себе и никакой

его части не подвластна и не подчинена.

      Итак, подобное предположение напрасно смущает людей. Ведь бог не

делится в отношении различных способов прорицания, а неразделимо создает их

все. Он прибегает в отдельные моменты времени то к одному, то к другому

способу, занимается ими всеми одновременно и вместе, в соответствии с единым

замыслом. Кроме того, он не задерживается подле знамений, будучи заключен

или ограничен в них, а содержит знамения в себе, связует их воедино и

выводит их из себя всего лишь по своему желанию.

      Если же он со своим предупреждением доходит до бездушных предметов,

например до игральных камешков, палок, каких-то деревьев, камней, пшеницы

или ячменя, то именно это-то и есть самое удивительное действие

божественного пророческого предзнаменования, потому что оно даже в бездушное

вкладывает душу и в неподвижное -- движение и делает все эти предметы

ясными, понятными, наполненными смыслом и подвластными правилам мышления,

хотя сами по себе они и не имеют никакого разума. Кроме того, я полагаю,

существует и некое иное, демоническое, чудо, на которое бог указывает при

помощи этих предметов. Ведь точно так же, как боги иногда позволяют

какому-то глупцу возвестить мудро и рассудительно такое,

      (стр.126)

      на основании чего всем становится совершенно ясно, что происшедшее --

не человеческое, а божественное дело, совершенно так же он открывает и через

лишенные знания предметы те мысли, которые стоят превыше всякого сознания.

Одновременно он показывает людям и то, что знамения достойны веры, и то, что

бог превосходит природу и свободен от нее. Тем самым он делает непознаваемое

в природе доступным знанию и неспособное к познанию--способным, при помощи

этого вкладывает в нас разум и припосредстве всего сущего в космосе движет

наш ум к истине существующего, прошедшего и будущего 97.

      Стало быть, я думаю, на основании этого совершенно очевидно, что сам

такой способ мантики противоположен тем, к которым ты относишься с

недоверием и которые ставишь под сомнение. Ведь он является первичным,

перводействующим, самовластным, превосходящим все и собравшим его воедино,

но не объемлющимся ничем и не разделенным среди причастного ему, а разом и

неделимо обращенным ко всему и повелевающим им, покоряющим все с

безграничной силой и знаменующим. Исходя из этого ты сможешь легко

опровергнуть обыденные заблуждения, отягощающие большинство людей, и как

подобает возвести самого себя к разумному, божественному и во всем неложному

знаменованию богов.

      18. Итак, здесь мы обсудили тот вопрос, что божественное не нисходит в

знамения мантики, и вслед за этим спором нас ожидает другой, менее сложный,

чем уже выдержанный, тот, который ты сразу же начинаешь в связи с причинами

мантики, а именно: присутствует ли бог, ан-'гел, демон или кто бы то ни было

иной в чудесных явлениях, пророчествах или в каких бы то ни было

священнодействиях? Так вот, на это у нас есть простой ответ:

      (стр.127)

      никакое божественное дело не может совершаться приличествующим

священным целям образом без участия некоего руководителя из числа лучших

родов --исполнителя священнодействия. Когда свершения самодостаточны,

совершенны и ни в чем не испытывают нужды, то, значит, боги -- их вожди,

когда промежуточны и несколько хуже высших--значит, их выполняют и

предоставляют ангелы; низшие же назначено вершить демонам. Во всех случаях

успешное выполнение достойных бога дел поручено, по крайней мере, одному

какому-то лучшему роду. Поскольку же без богов о богах даже и слова нельзя

вымолвить, то, конечно, невозможно было бы совершить и