ими. На самом же деле она ни в создании космоса,
ни(стр.125)
в промысле о становлении, ни в прорицании о нем никогда не снисходит до
причастного ей, но уделяет блага всему, делает все подобным себе и без
зависти помогает управляемому ей, а сама тем больше остается в себе, чем
более исполнена собственного совершенства. Она не оказывается во власти
причастного ей, а делает сопричастное принадлежащим ей, всемерно спасает
его, но целиком пребывает в себе, собирает его все в самой себе и никакой
его части не подвластна и не подчинена.
Итак, подобное предположение напрасно смущает людей. Ведь бог не
делится в отношении различных способов прорицания, а неразделимо создает их
все. Он прибегает в отдельные моменты времени то к одному, то к другому
способу, занимается ими всеми одновременно и вместе, в соответствии с единым
замыслом. Кроме того, он не задерживается подле знамений, будучи заключен
или ограничен в них, а содержит знамения в себе, связует их воедино и
выводит их из себя всего лишь по своему желанию.
Если же он со своим предупреждением доходит до бездушных предметов,
например до игральных камешков, палок, каких-то деревьев, камней, пшеницы
или ячменя, то именно это-то и есть самое удивительное действие
божественного пророческого предзнаменования, потому что оно даже в бездушное
вкладывает душу и в неподвижное -- движение и делает все эти предметы
ясными, понятными, наполненными смыслом и подвластными правилам мышления,
хотя сами по себе они и не имеют никакого разума. Кроме того, я полагаю,
существует и некое иное, демоническое, чудо, на которое бог указывает при
помощи этих предметов. Ведь точно так же, как боги иногда позволяют
какому-то глупцу возвестить мудро и рассудительно такое,
(стр.126)
на основании чего всем становится совершенно ясно, что происшедшее --
не человеческое, а божественное дело, совершенно так же он открывает и через
лишенные знания предметы те мысли, которые стоят превыше всякого сознания.
Одновременно он показывает людям и то, что знамения достойны веры, и то, что
бог превосходит природу и свободен от нее. Тем самым он делает непознаваемое
в природе доступным знанию и неспособное к познанию--способным, при помощи
этого вкладывает в нас разум и припосредстве всего сущего в космосе движет
наш ум к истине существующего, прошедшего и будущего 97.
Стало быть, я думаю, на основании этого совершенно очевидно, что сам
такой способ мантики противоположен тем, к которым ты относишься с
недоверием и которые ставишь под сомнение. Ведь он является первичным,
перводействующим, самовластным, превосходящим все и собравшим его воедино,
но не объемлющимся ничем и не разделенным среди причастного ему, а разом и
неделимо обращенным ко всему и повелевающим им, покоряющим все с
безграничной силой и знаменующим. Исходя из этого ты сможешь легко
опровергнуть обыденные заблуждения, отягощающие большинство людей, и как
подобает возвести самого себя к разумному, божественному и во всем неложному
знаменованию богов.
18. Итак, здесь мы обсудили тот вопрос, что божественное не нисходит в
знамения мантики, и вслед за этим спором нас ожидает другой, менее сложный,
чем уже выдержанный, тот, который ты сразу же начинаешь в связи с причинами
мантики, а именно: присутствует ли бог, ан-'гел, демон или кто бы то ни было
иной в чудесных явлениях, пророчествах или в каких бы то ни было
священнодействиях? Так вот, на это у нас есть простой ответ:
(стр.127)
никакое божественное дело не может совершаться приличествующим
священным целям образом без участия некоего руководителя из числа лучших
родов --исполнителя священнодействия. Когда свершения самодостаточны,
совершенны и ни в чем не испытывают нужды, то, значит, боги -- их вожди,
когда промежуточны и несколько хуже высших--значит, их выполняют и
предоставляют ангелы; низшие же назначено вершить демонам. Во всех случаях
успешное выполнение достойных бога дел поручено, по крайней мере, одному
какому-то лучшему роду. Поскольку же без богов о богах даже и слова нельзя
вымолвить, то, конечно, невозможно было бы совершить и