Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

той мере, как они соединены между собой, то такое движение было бы общим

для живого существа в целом. Но на самом деле божественная одержимость не

является порождением ни тела, ни души, ни того и другого вместе; ведь

подобное не содержит в себе никакой причины для божественного изменения, да

и в соответствии с природой лучшее не рождается от худшего.

      Впрочем, нужно исследовать причины божественного помешательства; а ими

являются нисходящий от богов свет, посылаемые от них духи и исходящая от них

совершенная власть, всецело охватывающая нас, совершенно изгоняющая наши

собственные сознание и движение и произносящая слова не в согласии с

мышлением говорящих,-- напротив, как утверждают, те высказывают их безумными

устами, но все прислуживают и повинуются лишь действию владыки. Примерно

такой является божественная одержимость вообще и возникает благодаря таким

причинам, если сказать о ней в общем, а не в деталях.

      (стр.110)

      9. В дополнение к этому ты говоришь еще вот что: будто некоторые из

впадающих в экстаз становятся божественно одержимыми, слушая флейты,

кимвалы, тимпаны или некую мелодию, каковы и те, кто совершает очистительные

обряды корибантов 83, вдохновляется Сабазием 84 или

одержим Матерью Богов 85. В самом деле, нужно исследовать причины

описанного, то, каким образом эти явления возникают, и то, какой смысл

заключается в их совершении.

      Итак, то, что музыка является чем-то приводящим в движение и

пробуждающим страсти, волнующим, и то, что звучание флейт возбуждает или

исцеляет связанные с изменением страдания, и то, что музыка меняет состояние

или расположение тела, и то, что одними мелодиями возбуждается вакхическое

исступление, а другими приостанавливается, и то, каким образом разница в них

сочетается с отдельными состояниями души, и то, что непостоянная и

беспокойная мелодия, каковы именно мелодии Олимпа86, связана с

экстазом, и все тому подобное, о чем говорят, я полагаю, совершенно

неправильно соотносится с божественной одержимостью; ведь это--дела

природные, человеческие и возникающие вследствие нашего искусства;

божественное же в них ни в коей мере не обнаруживается 87. Итак,

мы говорим с большим основанием, что звуки и мелодии подносятся в дар богам,

как это подобает каждому из них, и что родство с ними создано в достаточной

мере в соответствии со свойственным отдельным богам положением,

возможностями, внутренними движениями и подходящими звуками, издаваемыми как

свист вследствие движения. Именно по причине подобного свойства мелодий и

богов возникает присутствие последних -- ведь нет ничего разобщающего их,

так что то, что имеет

      (стр.111)

      соответствующее подобие им, непосредственно причастно им,--и

непосредственно создается совершенная одержимость и наполненность лучшей

сущностью и силой. Это происходит отнюдь не потому, что тело и душа являются

сопереживающими друг другу и вместе приводятся в возбуждение мелодиями, а

поскольку божественное вдохновение не отделено от божественной гармонии, но,

изначально вступив в родственные отношения с ней, допускается ею к

сопричастности в подобающих мерах. И возбуждение, и успокоение --оба

пребывают в соответствии с порядком богов. С вызыванием же рвоты,

испражнений и другими способами лечения подобное вообще не следует

сравнивать. Ведь оно заложено в нас изначально, а не так, как некая болезнь,

излишек или выделение, и в связи с этим все высшее начало и основание

возникает как божественное.

      Впрочем, не следует говорить и того, будто душа изначально составлена

из гармонии и ритма 88. Ведь в таком случае божественная

одержимость окажется родственной только душе. Итак, лучше отрицать это, как

и было уже описано, потому что душа, прежде чем предоставить себя телу,

вслушивалась в божественную гармонию. Следовательно, даже когда она

оказалась в теле, из всех мелодий, которые она могла бы услышать, те, что

более всего сохранили след божественной гармонии, она принимает с радостью,

благодаря им припоминает божественную гармонию, движется и уподобляется ей и

восприемлет от нее все то, что в состоянии воспринять.

      10. Итак, в общих чертах причину