той мере, как они соединены между собой, то такое движение было бы общим
для живого существа в целом. Но на самом деле божественная одержимость не
является порождением ни тела, ни души, ни того и другого вместе; ведь
подобное не содержит в себе никакой причины для божественного изменения, да
и в соответствии с природой лучшее не рождается от худшего.
Впрочем, нужно исследовать причины божественного помешательства; а ими
являются нисходящий от богов свет, посылаемые от них духи и исходящая от них
совершенная власть, всецело охватывающая нас, совершенно изгоняющая наши
собственные сознание и движение и произносящая слова не в согласии с
мышлением говорящих,-- напротив, как утверждают, те высказывают их безумными
устами, но все прислуживают и повинуются лишь действию владыки. Примерно
такой является божественная одержимость вообще и возникает благодаря таким
причинам, если сказать о ней в общем, а не в деталях.
(стр.110)
9. В дополнение к этому ты говоришь еще вот что: будто некоторые из
впадающих в экстаз становятся божественно одержимыми, слушая флейты,
кимвалы, тимпаны или некую мелодию, каковы и те, кто совершает очистительные
обряды корибантов 83, вдохновляется Сабазием 84 или
одержим Матерью Богов 85. В самом деле, нужно исследовать причины
описанного, то, каким образом эти явления возникают, и то, какой смысл
заключается в их совершении.
Итак, то, что музыка является чем-то приводящим в движение и
пробуждающим страсти, волнующим, и то, что звучание флейт возбуждает или
исцеляет связанные с изменением страдания, и то, что музыка меняет состояние
или расположение тела, и то, что одними мелодиями возбуждается вакхическое
исступление, а другими приостанавливается, и то, каким образом разница в них
сочетается с отдельными состояниями души, и то, что непостоянная и
беспокойная мелодия, каковы именно мелодии Олимпа86, связана с
экстазом, и все тому подобное, о чем говорят, я полагаю, совершенно
неправильно соотносится с божественной одержимостью; ведь это--дела
природные, человеческие и возникающие вследствие нашего искусства;
божественное же в них ни в коей мере не обнаруживается 87. Итак,
мы говорим с большим основанием, что звуки и мелодии подносятся в дар богам,
как это подобает каждому из них, и что родство с ними создано в достаточной
мере в соответствии со свойственным отдельным богам положением,
возможностями, внутренними движениями и подходящими звуками, издаваемыми как
свист вследствие движения. Именно по причине подобного свойства мелодий и
богов возникает присутствие последних -- ведь нет ничего разобщающего их,
так что то, что имеет
(стр.111)
соответствующее подобие им, непосредственно причастно им,--и
непосредственно создается совершенная одержимость и наполненность лучшей
сущностью и силой. Это происходит отнюдь не потому, что тело и душа являются
сопереживающими друг другу и вместе приводятся в возбуждение мелодиями, а
поскольку божественное вдохновение не отделено от божественной гармонии, но,
изначально вступив в родственные отношения с ней, допускается ею к
сопричастности в подобающих мерах. И возбуждение, и успокоение --оба
пребывают в соответствии с порядком богов. С вызыванием же рвоты,
испражнений и другими способами лечения подобное вообще не следует
сравнивать. Ведь оно заложено в нас изначально, а не так, как некая болезнь,
излишек или выделение, и в связи с этим все высшее начало и основание
возникает как божественное.
Впрочем, не следует говорить и того, будто душа изначально составлена
из гармонии и ритма 88. Ведь в таком случае божественная
одержимость окажется родственной только душе. Итак, лучше отрицать это, как
и было уже описано, потому что душа, прежде чем предоставить себя телу,
вслушивалась в божественную гармонию. Следовательно, даже когда она
оказалась в теле, из всех мелодий, которые она могла бы услышать, те, что
более всего сохранили след божественной гармонии, она принимает с радостью,
благодаря им припоминает божественную гармонию, движется и уподобляется ей и
восприемлет от нее все то, что в состоянии воспринять.
10. Итак, в общих чертах причину