влекомый ум следует совершающемуся, и одновременно происходит движение
созерцающих людей. Так вот, подобные вещи, будучи описанными и имея такое
отличие, не похожи ни на что человеческое: наоборот, и сон, и смыкание глаз,
и подобное обмороку состояние, и пребывание между сном и бодрствованием, и
только что начинающееся или совершенное бодрствование -- все это божественно
и необходимо для восприятия богов, ниспосылается от самих богов и тем самым
отчасти идет впереди божественного появления.
Итак, устрани из божественных сновидений, именно тех, в которых более
всего и присутствует мантическое, какое бы то ни было состояние сна и
отсутствие подобного тому, что наяву, восприятия являющегося. Ибо
невозможно, чтобы очевидное присутствие богов не достигало в своем
совершенстве явственного уразумения. Вернее, напротив, ему необходимо быть
более ясным, более точным и способствующим более совершенному пониманию, чем
последнее. Некоторые же, не зная этих признаков истинно пророческих
сновидений и размышляя о них неким образом по-человечески, редко и случайно
постигают в них предвидение будущего и потому, естественно, недоумевают, как
эти сновидения содержат истину. Мне кажется, именно это тревожит и тебя по
причине незнания их истинных примет.
(стр.104)
Однако нужно, чтобы ты, имея в виду эти основы истинного познания
сновидений, следовал всем рассуждениям относительно мантики во сне.
3. Говорят же об этом, поскольку душа обладает двоякой жизнью:
одной--вместе с телом, а другой--отдельной от всякого тела. Бодрствуя в
остальное время, мы по большей части пользуемся жизнью, общей с телом, и
разве что иногда, в мышлении и рассуждении, совершенно отделяемся от него
при помощи чистых смыслов. Во время же сна мы всецело освобождаемся от неких
как бы сопутствующих нам оков и живем обособленной от становления жизнью.
Так вот, тогда-то в нас пробуждается и действует, как положено по природе,
разумный, или, что одно и то же, божественный, или даже единый и, во всяком
случае, сущий сам по себе вид жизни. Итак, поскольку ум созерцает сущее, а
душа охватывает смыслы всего возникающего в ней, совершенно естественно, что
на основании объемлющей причины она предвидит будущие события, заключенные в
идущих впереди них смыслах.
И еще более совершенным, чем то, делает она свое прорицание, когда
приводит в соприкосновение частицы жизни и умного действия со всем тем, от
чего она отделена. Ведь тогда она от всего этого наполняется всеобщим
знанием, так что достигает высшей степени понимания совершающегося в
космосе. Впрочем, когда она в подобном совершенном действии достигает
единства с богами, то именно в это время воспринимает само наиистиннейшее
множество мыслей, благодаря которому и совершает истинные предсказания
божественных сновидений; именно в этом она и полагает их наинеподдельнейшие
начала. Но если душа сплетет умное и божественное в себе с лучшими родами,
тогда весьма чистыми будут и видения ее,
(стр.105)
будь то относящиеся к богам, или к самим по себе бестелесным сущностям,
или, попросту говоря, к немало содействующему истине в отношении
умопостигаемого. Если же она возводит смыслы возникающего к причинствующим
им богам, то приобретает от них силу и знание, судящее обо всем, что было, и
обо всем, что будет, созерцает всякое время, исследует события, случающиеся
во времени, и постигает их порядок, способ заботы о них и подобающего
исправления; она лечит больные тела, а нескладно и беспорядочно обстоящее у
людей благоустраивает и часто совершает открытия в искусствах, установление
справедливости и восстановление законности.
Так, в храме Асклепия 71 божественными сновидениями
исцеляются болезни, а само врачебное искусство возникло благодаря священным
сновидениям и связано с порядком ночных видений. Весь военный лагерь
Александра, который ночью собирались уничтожить, был спасен, когда Дионис
явился во сне и дал знак об избавлении от ужасных страданий 78.
Афутис, осажденный царем Лисандром79, был спасен при помощи
посланных Аммоном сновидений, поскольку тот как можно быстрее отвел свое
войско оттуда и открыто снял осаду. Впрочем, какая нужда