Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

надежде, созерцание же других душ низвергает в становление, губит

плоды надежды и наполняет страстями, пригвождающими созерцающих их к телам.

      7. Далее, в сверхъестественных явлениях возникает видение строя, в

котором выступают видимые, поскольку боги держат вокруг себя богов или

ангелов; архангелы имеют в качестве сопровождающих выстроенных вместе с

собой или следующих позади ангелов или какую-то иную многочисленную

ангельскую стражу; ангелы являют собственные порядки того чина, в который

они вступили; благие демоны позволяют одновременно созерцать свои творения и

блага,

      (стр.91)

      которые они даруют, охраняющие демоны показывают зрелища

заступничества, а остальные, в некотором отношении дурные67,

окружены некими зверями вредоносными, кровью питающимися и дикими; один вид

архонтов вместе с собой являет некие частицы космоса, а остальные влекут за

собой беспорядочность и неправильность материи. Применительно ко всеобщей и

ни в каком частном облике не содержащейся души 68 видится

бесформенный космический огонь, являющий собой целостную, единую, неделимую

и неоформленную душу всего; у очистившейся души видны огненная печать и

чистый, несмешанный огонь, и в этом случае проступают ее сердечный огонь и

чистый и стойкий облик, и вместе с возвышающим вождем она с радостью следует

благому волению и сама обнаруживает присущий ей действительный порядок.

Склоняющаяся же вниз душа несет на себе знаки оков и наказаний, обременена

соприкосновениями с материальными духами, опутана переменчивыми волнениями

материи и видится поставившей выше себя господство свершающих рождение

демонов 69.

      Говоря вкратце, все эти роды являют вместе с собой собственные

воинства. Кроме того, они показывают и местности, которые они получили в

удел, и наделы, в которых обитают, а также огонь: воздушный --воздушные,

земной и менее яркий --земные, более яркий --небесные. В самих же этих

трояких пределах все роды разделены на три строя: начало, середина и конец.

Божественные роды являют высшие и чистейшие причины этого троякого порядка,

ангельские -- как бы выделяются из архангельских, демонические предстают как

прислуживающие им, а героические --точно так же, как служебные, однако

выполняющие не те же самые обязанности, что и демоны, но иные и отличные от

тех. Роды архонтов как бы владеют положением,

      (стр.92)

      обращающим их или к миру, или к материи. Роды душ соответствуют всему

низшему среди лучших. Именно потому в каждом из этих трех положений первые

роды вместе с собой показывают и первые местности, а вторые -- вторые и

остальные --как каждому назначено.

      8. Далее, боги сияют светом такой тонкости, что его не могут вынести

телесные глаза, но люди испытывают подобное рыбам, вытащенным из мутной и

вязкой влаги на тонкий и прозрачный воздух70. Ибо и созерцающие

божественный огонь, будучи не в состоянии дышать им по причине его тонкости,

бессильны оказаться видящими и отрезаны от родственного духа. Архангелы

сияют сами по себе невыносимой для дыхания чистотой, которая, однако, не

столь же невыносима, как принадлежащая лучшим. Присутствие ангелов создает

переносимое смешение с воздухом, так что оно может уже прийти в

соприкосновение с теургами. Что же касается демонов, то из-за них никак не

изменяется весь воздух, и тот, что расположен вокруг них, не становится

более тонким, и впереди них не движется свет, в котором они являют свой

облик, овладевающий воздухом и охватывающий его, и некое сияние, окружающее

их, не освещает всего вокруг. Что же касается героев, то вместе с ними

приходят в движение некие части земли и вокруг звучат шумы; весь воздух не

становится более тонким и неподходящим для теургов, так что последние в

состоянии вместить его. Что же касается архонтов, то большинство их знамений

окружает труднопереносимое обрамление, космическое или земное, однако из-за

них не возникает надмирной тонкости, как и тонкости высших первоначал.

Душевным же явлениям более всего родствен обыкновенный воздух; он

воспроизводит их очертания в себе, соприкоснувшись с ними.

      (стр.93)

      9. Наконец, состояния души у совершающих заклинания, когда речь