надежде, созерцание же других душ низвергает в становление, губит
плоды надежды и наполняет страстями, пригвождающими созерцающих их к телам.
7. Далее, в сверхъестественных явлениях возникает видение строя, в
котором выступают видимые, поскольку боги держат вокруг себя богов или
ангелов; архангелы имеют в качестве сопровождающих выстроенных вместе с
собой или следующих позади ангелов или какую-то иную многочисленную
ангельскую стражу; ангелы являют собственные порядки того чина, в который
они вступили; благие демоны позволяют одновременно созерцать свои творения и
блага,
(стр.91)
которые они даруют, охраняющие демоны показывают зрелища
заступничества, а остальные, в некотором отношении дурные67,
окружены некими зверями вредоносными, кровью питающимися и дикими; один вид
архонтов вместе с собой являет некие частицы космоса, а остальные влекут за
собой беспорядочность и неправильность материи. Применительно ко всеобщей и
ни в каком частном облике не содержащейся души 68 видится
бесформенный космический огонь, являющий собой целостную, единую, неделимую
и неоформленную душу всего; у очистившейся души видны огненная печать и
чистый, несмешанный огонь, и в этом случае проступают ее сердечный огонь и
чистый и стойкий облик, и вместе с возвышающим вождем она с радостью следует
благому волению и сама обнаруживает присущий ей действительный порядок.
Склоняющаяся же вниз душа несет на себе знаки оков и наказаний, обременена
соприкосновениями с материальными духами, опутана переменчивыми волнениями
материи и видится поставившей выше себя господство свершающих рождение
демонов 69.
Говоря вкратце, все эти роды являют вместе с собой собственные
воинства. Кроме того, они показывают и местности, которые они получили в
удел, и наделы, в которых обитают, а также огонь: воздушный --воздушные,
земной и менее яркий --земные, более яркий --небесные. В самих же этих
трояких пределах все роды разделены на три строя: начало, середина и конец.
Божественные роды являют высшие и чистейшие причины этого троякого порядка,
ангельские -- как бы выделяются из архангельских, демонические предстают как
прислуживающие им, а героические --точно так же, как служебные, однако
выполняющие не те же самые обязанности, что и демоны, но иные и отличные от
тех. Роды архонтов как бы владеют положением,
(стр.92)
обращающим их или к миру, или к материи. Роды душ соответствуют всему
низшему среди лучших. Именно потому в каждом из этих трех положений первые
роды вместе с собой показывают и первые местности, а вторые -- вторые и
остальные --как каждому назначено.
8. Далее, боги сияют светом такой тонкости, что его не могут вынести
телесные глаза, но люди испытывают подобное рыбам, вытащенным из мутной и
вязкой влаги на тонкий и прозрачный воздух70. Ибо и созерцающие
божественный огонь, будучи не в состоянии дышать им по причине его тонкости,
бессильны оказаться видящими и отрезаны от родственного духа. Архангелы
сияют сами по себе невыносимой для дыхания чистотой, которая, однако, не
столь же невыносима, как принадлежащая лучшим. Присутствие ангелов создает
переносимое смешение с воздухом, так что оно может уже прийти в
соприкосновение с теургами. Что же касается демонов, то из-за них никак не
изменяется весь воздух, и тот, что расположен вокруг них, не становится
более тонким, и впереди них не движется свет, в котором они являют свой
облик, овладевающий воздухом и охватывающий его, и некое сияние, окружающее
их, не освещает всего вокруг. Что же касается героев, то вместе с ними
приходят в движение некие части земли и вокруг звучат шумы; весь воздух не
становится более тонким и неподходящим для теургов, так что последние в
состоянии вместить его. Что же касается архонтов, то большинство их знамений
окружает труднопереносимое обрамление, космическое или земное, однако из-за
них не возникает надмирной тонкости, как и тонкости высших первоначал.
Душевным же явлениям более всего родствен обыкновенный воздух; он
воспроизводит их очертания в себе, соприкоснувшись с ними.
(стр.93)
9. Наконец, состояния души у совершающих заклинания, когда речь