по отношению к собственной природе,
таким, в соответствии с существующим положением вещей, и причастно красоте.
4. Далее, переходя к другим их особенностям, давайте скажем, что у
богов проявляется быстрота в действиях, превышающая даже быстроту самого
ума, хотя эти действия
(стр.86)
в себе и неподвижны и устойчивы;64 у архангелов их скорость
каким-то образом смешана с деятельными энергиями; действия ангелов уже имеют
отношение к некоему движению и не содержат в одинаковой степени
одновременную с высказываемым способность к свершению; у демонов же фантазия
более, чем истина, соответствует быстроте дел. В героическом в движениях
обнаруживается некое великолепие, но свершение того, что они намереваются
сделать, не так стремительно, как это присуще демонам. У архонтов
заслуживающими внимания оказываются первичные и повелительные действия,
вторичные же имеют видимость весьма значительную, но неспособны к завершению
дела; что же касается душ, то их действия теснее связаны с движением, чем
героические, но представляются более слабыми, чем те.
Кроме того, величие явлений богов столь огромно, что иногда оно
затмевает собой и все небо, и Солнце, и Луну, а Земля, когда они сходят
вниз, не с состоянии более оставаться в покое; когда же являются архангелы,
вместе с ними приходят в движение некие части космоса и им предшествует
движущийся впереди особый свет. Сами же они обнаруживают величие,
соответствующее значимости их господства. Ниже этого по малости размеров и
количественной обособленности--ангельское величие, а что касается демонов,
то, со своей стороны, их величие предстает еще более ограниченным и не
всегда одинаковым. Героическое же оказывается ниже и этого, но в большей
мере обнаруживает величие духа в постоянстве. Среди архонтов же все те роды,
что возглавляют космические образы, являют огромное и массивное, а те, что
относятся к материи, в основном используют спесь и хвастовство. То же
величие, что принадлежит душам, не всегда видится
(стр.87)
одинаковым, но проявляется как низшее по сравнению с тем, что относится
к героям. Вообще же точно так же, как и величины принадлежащих отдельным
родам сил и размеры области господства, которой они обладают и в которой
владычествуют, каждому из них свойственно и определенное величие явлений.
Именно в этом месте давай определим и то, что относится к самовидным
изваяниям. Итак, при сверхъестественных явлениях богов видения предстают
более отчетливыми, чем сама истина, достоверно блистают, даже будучи
расчленены на отдельные части, обнаруживаются вполне явственно; видения
архангелов кажутся истинными и совершенными, ангелов --сохраняют тот же
самый облик, кроме того что неким образом ослабевает его познавательная
насыщенность. Неясными кажутся видения демонов и еще менее совершенными, чем
предшествующие,-- героев. Видения же архонтов --мировых отчетливы, а
материальных смутны, но и те и другие кажутся облеченными знаками власти;
видения же душ предстают в облике теней.
Далее, то же самое относится и к свету. Изображения богов сверкают
превыше света; изображения архангелов полны сверхъестественного света,
ангельские --лучезарны. Демоны являют замутненный огонь, герои--смешанный из
многого; среди архонтов космические обнаруживают более чистый огонь, а
относящиеся к материи --смешанный из несогласного и противоположного; души
же являют его иногда вполне отчетливым, хотя и вновь образованным из многих
смешений становления.
Сообразно с уже сказанным божественный огонь, неделимый и невыразимый,
сияет и наполняет все глубины космоса, как это свойственно огню, но не
космосу. Огонь архангелов неделим, но наблюдается в великом
(стр.88)
множестве вокруг себя самого, впереди или позади себя самого.
Собственный огонь ангелов появляется вслед им в отсутствие более совершенных
зрелищ. Огонь демонов -- дело дальнейшего разделения: он заключен в меньших
границах, выразим в слове и недостоин взора созерцающих лучшее. Огонь героев
имеет такой же тип, однако не достигает полного подобия предшествующему. Со
своей стороны, огонь тех архонтов,