Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

по отношению к собственной природе,

таким, в соответствии с существующим положением вещей, и причастно красоте.

      4. Далее, переходя к другим их особенностям, давайте скажем, что у

богов проявляется быстрота в действиях, превышающая даже быстроту самого

ума, хотя эти действия

      (стр.86)

      в себе и неподвижны и устойчивы;64 у архангелов их скорость

каким-то образом смешана с деятельными энергиями; действия ангелов уже имеют

отношение к некоему движению и не содержат в одинаковой степени

одновременную с высказываемым способность к свершению; у демонов же фантазия

более, чем истина, соответствует быстроте дел. В героическом в движениях

обнаруживается некое великолепие, но свершение того, что они намереваются

сделать, не так стремительно, как это присуще демонам. У архонтов

заслуживающими внимания оказываются первичные и повелительные действия,

вторичные же имеют видимость весьма значительную, но неспособны к завершению

дела; что же касается душ, то их действия теснее связаны с движением, чем

героические, но представляются более слабыми, чем те.

      Кроме того, величие явлений богов столь огромно, что иногда оно

затмевает собой и все небо, и Солнце, и Луну, а Земля, когда они сходят

вниз, не с состоянии более оставаться в покое; когда же являются архангелы,

вместе с ними приходят в движение некие части космоса и им предшествует

движущийся впереди особый свет. Сами же они обнаруживают величие,

соответствующее значимости их господства. Ниже этого по малости размеров и

количественной обособленности--ангельское величие, а что касается демонов,

то, со своей стороны, их величие предстает еще более ограниченным и не

всегда одинаковым. Героическое же оказывается ниже и этого, но в большей

мере обнаруживает величие духа в постоянстве. Среди архонтов же все те роды,

что возглавляют космические образы, являют огромное и массивное, а те, что

относятся к материи, в основном используют спесь и хвастовство. То же

величие, что принадлежит душам, не всегда видится

      (стр.87)

      одинаковым, но проявляется как низшее по сравнению с тем, что относится

к героям. Вообще же точно так же, как и величины принадлежащих отдельным

родам сил и размеры области господства, которой они обладают и в которой

владычествуют, каждому из них свойственно и определенное величие явлений.

      Именно в этом месте давай определим и то, что относится к самовидным

изваяниям. Итак, при сверхъестественных явлениях богов видения предстают

более отчетливыми, чем сама истина, достоверно блистают, даже будучи

расчленены на отдельные части, обнаруживаются вполне явственно; видения

архангелов кажутся истинными и совершенными, ангелов --сохраняют тот же

самый облик, кроме того что неким образом ослабевает его познавательная

насыщенность. Неясными кажутся видения демонов и еще менее совершенными, чем

предшествующие,-- героев. Видения же архонтов --мировых отчетливы, а

материальных смутны, но и те и другие кажутся облеченными знаками власти;

видения же душ предстают в облике теней.

      Далее, то же самое относится и к свету. Изображения богов сверкают

превыше света; изображения архангелов полны сверхъестественного света,

ангельские --лучезарны. Демоны являют замутненный огонь, герои--смешанный из

многого; среди архонтов космические обнаруживают более чистый огонь, а

относящиеся к материи --смешанный из несогласного и противоположного; души

же являют его иногда вполне отчетливым, хотя и вновь образованным из многих

смешений становления.

      Сообразно с уже сказанным божественный огонь, неделимый и невыразимый,

сияет и наполняет все глубины космоса, как это свойственно огню, но не

космосу. Огонь архангелов неделим, но наблюдается в великом

      (стр.88)

      множестве вокруг себя самого, впереди или позади себя самого.

Собственный огонь ангелов появляется вслед им в отсутствие более совершенных

зрелищ. Огонь демонов -- дело дальнейшего разделения: он заключен в меньших

границах, выразим в слове и недостоин взора созерцающих лучшее. Огонь героев

имеет такой же тип, однако не достигает полного подобия предшествующему. Со

своей стороны, огонь тех архонтов,