Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 1)

с ними, а другие по сущности значительно

отличаются от них и всего лишь уподобляются им при посредстве

сходства--именно этим демоны отличны от видимых богов. С невидимыми же

богами они разнятся на основании несоответствия свойств самой невидимости.

Ведь демоны невидимы и никак не охватываются ощущением, а те -- превыше

познания рассудка и материального мышления 60 и потому

непознаваемы и невидимы для них, и, стало быть, слово 'невидимость' имеет в

применении к ним совершенно иной смысл по сравнению с тем, который относится

к демонам. Так что же, последние, будучи невидимыми, стоят выше видимых

богов лишь постольку, поскольку невидимы? Конечно, нет. Ведь божественное,

где бы оно ни находилось и какой бы удел не имело, обладает одной и той же

силой и властью надо всем,

      (стр.78)

      подчиненным ему. Следовательно, даже если оно видимо, то все равно

повелевает невидимыми демонами, и даже если находится на Земле, все равно

царствует над воздушными демонами. Ведь не восприемлющее их место и не часть

космоса создают некое приобщение к власти богов. Вся их неделимая и

неизменная сущность пребывает одной и той же повсюду, и ей одинаково

поклоняется все низшее в природном порядке.

      Исходя из той же самой предпосылки, мы обнаруживаем и другое их

различие. Ведь видимые и невидимые боги охватывают в себе все управление

сущим на всем небе и во всем космосе в согласии со всеми невидимыми силами

во всем. Те же, кто обладает демоническим господством, имея доступ к

некоторым отдельным частям космоса, их и обустраивают, а сами имеют делимый

вид сущности и силы. Кроме того, они каким-то образом родственны

управляемому ими и неотделимы от него. Боги же, даже если и входят в тела,

тем не менее совершенно отдельны от них. Таким образом, забота о телах не

приводит ни к какому умалению того, чему служит тело; последнее сдерживается

лучшим, обращается к нему и не составляет для него никакого препятствия. Но

демонам соприкосновение со становящейся природой и связанная с ней

необходимая делимость предоставляют худшую участь. Вообще же божественное --

предводительствующее и предстоящее устройству сущего, а

демоническое--служебное, воспринимающее все то, что могли бы приказать боги,

и ревностно использующее свободу действия для исполнения того, о чем боги

мыслят, чего желают и что предписывают. Стало быть, боги отстранены от

склонных к становлению сил, а демоны не вполне свободны от них. Итак, вот

что мы установили в отношении этого различия и потому предполагаем, что

      (стр.79)

      на основании как прежнего, так и нынешнего рассмотрения оно стало более

понятным.

      21. А что касается того разделения, которое ты одобряешь,--

подверженных страстям и бесстрастных, то, пожалуй, его рассмотрение можно

было бы пропустить под тем предлогом, что оно не подходит ни к тому, ни к

другому из лучших родов по ранее высказанным нами причинам. Однако его стоит

еще раз опровергнуть, поскольку оно выведено на основании действий,

совершающихся в их честь так, словно они подвержены страстям. Ибо какой

священный обряд и какое происходящее по жреческим законам богослужение

выполняются при помощи страсти или производят некое удовлетворение страстей?

Разве они сами не установлены разумно и изначально в соответствии с законами

богов? Они подражают божественному чину, причем как умопостигаемому, так и

небесному. Они владеют вечными мерами сущего и удивительнейшими

предначертаниями, посланными сюда от демиурга и отца всего, при помощи

которых невыразимое изрекается в неизреченных символах, не имеющее образа

сохраняется в образах, то, что превыше всякого изображения, запечатлевается

в изображениях, и все свершается при помощи единой божественной причины,

которая столь далека от страстей, что даже речь о ней не может

соприкоснуться с ними.

      Так вот, примерно та же самая причина относится и к отвержению

представлений о страстях. Ведь все люди, будучи неспособны достигнуть

познания смысла перечисленного, но полагая, будто способны, обращаются к

своим собственным, человеческим страстям и на основании их приходят к выводу

о божественных страстях. Однако