основании умопостигаемых божественных образцов и вокруг них
рождаются видимые изображения богов и, возникнув, всецело размещаются среди
них и обладают восходящим к этим образцам и на их основе установленным
подобием. С другой стороны, те же самые образцы сотворили иное устройство, и
здешнее является связанным с тем как одно объединение, и имеющиеся умные
божественные образы предшествуют видимым телам богов отдельно от них. А их
несмешанные наднебесные умопостигаемые образцы в соответствии со своим
вечным превосходством пребывают сами по себе в единстве все вместе.
Итак, их общая нерасторжимая связь существует в соответствии как с
умными действиями, так и с общей причастностью образам, поскольку ничто не
разделяет их и нет ничего между ними. Впрочем, и сама нематериальная и
бестелесная сущность, не разделяющаяся ни на основе местоположения, ни на
основе подчиненных ей предметов и не разграниченная очертаниями отдельных
частей, непосредственно сходится и срастается в тождество, а кроме того, и
исхождение от единого, восхождение всего к единому и всяческая власть
единого образуют общность космических богов с предшествующими им
умопостигаемыми.
Далее, и разумное обращение второго к первому, и дарование от первых
богов вторым тождественной сущности и силы связуют их нераздельный
совместный путь к единому. Что же касается сущностно разнящегося, каковы
душа и тело, и не принадлежащего к одному виду, например, материальных
образов или каким бы то ни было иным способом обособленных, то в нем
сродственное
(стр.76)
единение оказывается привнесенным от высшего и отвергаемым в
определенные периоды времени. Насколько мы могли бы подняться ввысь, к
тождественности первого по образу и сущности, и возвести самих себя от
частей к целому, настолько больше мы нашли бы вечно существующего единения и
созерцали бы его первенствующим, властвующим и содержащим вокруг себя и в
себе инаковость и множество.
Поскольку на самом деле строй всех богов заключается в единстве и
поскольку первые и вторые их роды, как и те, что по природе возникают вокруг
них во множестве, все вместе составляют единое целое, то единое в них -- это
все: и начало, и середина, и конец сосуществуют на основании самого единого.
Таким образом, во всех этих отношениях не стоит искать то, откуда во всем
появилось единое. Ведь единое предстает в них тем самым, чем является в них
бытие. Второе на равных основаниях пребывает в единстве первого, а первое
предоставляет свое единение второму, и все имеет общность как нерасторжимое
слияние друг в друге.
Именно по этой причине совершенно бестелесные боги и образуют единство
с чувственно воспринимаемыми богами, обладающими телами. Ведь и видимые боги
пребывают вне тел и потому находятся в умопостигаемом, и умопостигаемые
благодаря своему беспредельному единению объемлют в себе видимых, и те и
другие вместе пребывают в общем единстве и единой действительности. Точно
так же это относится и к причине богов и упорядоченности, потому что
божественный порядок сверху донизу пронизывает то же самое единство
всего59. Если даже такое положение стоило бы оспаривать,
возражение, что на самом деле это не так, было бы удивительно.
(стр.76)
20. И пусть это будет сказано относительно соприкосновения врожденных,
чувственно воспринимаемых богов с умопостигаемыми. Затем ты вновь повторяешь
те же самые вопросы, для разрешения которых достаточно сказанного только что
в ответ на то, о чем ты спросил ранее. Но поскольку нужно, как говорят,
часто высказывать и исследовать прекрасное, то и мы не пренебрежем этими
вопросами под тем предлогом, будто уже получили достаточный ответ, но,
многократно испытывая его в словах, пожалуй, приобретем благодаря всему
этому некое совершенное и великое благо в познании. Ведь, в самом деле, ты
недоумеваешь, что для демонов служит отличительным признаком по сравнению с
видимыми и невидимыми богами, причем видимые боги объединяются у тебя с
невидимыми. Так вот, я показываю их различие, исходя из этой самой первой
предпосылки. Ведь одни объединяются с умопостигаемыми богами и обладают
самой своей идеей в соотнесенности