Итак, что касается сил, пребывающих на небесах в божественных телах, то
никто не мог бы оспорить, что все они одинаковы. Стало быть, давай в
заключение расскажем о силах, посылаемых сюда и смешивающихся со
становлением. Так вот, они равным образом направлены на спасение всего и в
равной мере связуют все становление. Они бесстрастны и невозмутимы, хотя и
снизошли к изменчивому и претерпевающему. Однако поскольку становление
является многообразным и составилось из различающегося, из-за собственной
противоречивости и различности оно
(стр.73)
восприемлет их единство и неразличимость противоречиво и раздельно,
страстно вмещает бесстрастное и вообще по природе причастно этим силам в
соответствии не с их возможностью, а с собственной природой 54.
Итак, как возникающее участвует в сущем так, как это свойственно
рождающемуся, и тело в бестелесном--сообразно с телесным обликом, так и
становящееся природное и материальное обычно причастно нематериальным,
стоящим превыше природы и становления эфирным телам беспорядочно и хаотично.
Стало быть, неразумны те, кто приписывает умопостигаемым образам цвет, форму
и осязательность на том основании, что таковым является причастное им, а
также те, кто относит испорченность на счет небесных тел, коль скоро
причастное им иногда произрастает дурным. Ведь подобное отношение, если бы
участвующее неким образом не различалось, прежде всего не было бы
причастностью. Если же оно восприемлет то, в чем оно участвует, словно в
ином и отличном, то это самое дурное и беспорядочное, конечно, как бы иное и
относится к земному.
Итак, причиной всяческой инаковости во вторичном оказываются
сопричастность, а также смешение материального с нематериальными истечениями
55; да и то, что по-разному дается, само здешнее восприемлет
по-разному. Так, например, истечение Крона является основополагающим, а
Ареса--приводящим в движение. Однако материальная, претерпевающая,
участвующая в становлении восприемница одно истечение приемлет как
замерзание и холодность, а другое--как чрезмерное горение56.
Разве пагубное и несоразмерное не случилось из-за инакового, материального и
страдательного, изменения восприемлющего? Далее, слабость материального и
земного местоположения, не вмещая несмешанной силы и наичистейшей
(стр.74)
жизни эфирного, переносит свое собственное претерпевание на первые
причины. Точно так же человек, больной телом и неспособный выносить
животворящее тепло Солнца, из-за собственных страданий осмеливается
неправильно утверждать, будто Солнце вовсе не полезно для здоровья или
жизни.
В гармонии и слиянии всего могло бы случиться и такое, что одно и то же
для всего вместе было бы спасительным благодаря совершенству внутреннего и
объемлющего, а для отдельного--пагубным из-за частной несоразмерности. Так
вот, точно так же и в движении всего круговращения в их совокупности
сохраняют космос в целом, но какая-то из частей нередко утесняется иной
частью, что мы воочию и видим происходящим во время пляски 57.
Стало быть, претерпевание гибели и изменения оказывается свойственным
отдельному, и не следует приписывать его всеобщим и первым причинам ни в
качестве наличествующего в них, ни в качестве снизошедшего от них к
здешнему. Тем самым доказано, что ни небесные боги, ни их дары не
злонамеренны.
19. Ну что же, давай ответим и относительно того, что связывает с
бестелесными богами тех, которые обладают телом на небесах 58.
Так вот, на основании ранее сказанного совершенно ясно и это. Ведь если они
вступили в небесные сферы как бестелесные, умопостигаемые и объединенные, то
имеют свои начала в умопостигаемом и, мысля свои собственные божественные
образы, управляют всеми небесами в соответствии с единой беспредельной
действительностью. И если они, присутствуя на небе обособленно, направляют
вечные круговращения при помощи только своих собственных желаний, то сами не
смешаны с ощущаемым и пребывают вместе с умопостигаемыми богами.
(стр.75)
Конкретнее настоящий ответ включает в себя примерно вот что. Так, я
говорю, что на