истиной, не должно
укрыться от тебя. Ведь все подобные представления перепутаны и относятся
вместо демонов к душам (ведь именно они являются соучастниками ума), а
вместо богов нисходят к действитель-
(стр.68)
ному, нематериальному уму, который на самом деле боги всецело
превосходят48. Так что же за нужда выделять те особенности,
которые вовсе не свойственны богам и демонам? Итак, то, что касается
разделения (ведь иначе это не относится к делу), пусть будет запомнено таким
образом. То же, в отношении чего ты недоумеваешь при этом разделении, пусть
получит надлежащее рассмотрение, поскольку находится в связи с жреческим
служением.
Ведь ты, сказав, что чистые умы еще более не склоняемы и не смешиваемы
с чувственным, сомневаешься относительно того, стоит ли им молиться. Я же,
со своей стороны, полагаю, что не следует молиться никому другому. Ведь в
этом случае в молитвах в нас явственно пробуждается божественное, разумное и
единое, или, если хочешь называть его так, умопостигаемое в нас.
Пробудившись же, оно немедленно устремляется к подобному и соединяется с
самосовершенством. Если же тебе кажется не внушающим доверия то, что
бестелесное слышит голос, поскольку тем самым оно оказывается нуждающимся в
чувственном восприятии при помощи ушей, чтобы услышать то, что произносится
нами в обращенных к нему молитвах, то, значит, ты по собственной воле
забываешь об изобилии первых причин в знании и об их охвате в себе всего
того, что подвластно им. Ведь они, конечно, вмещают в себя все вместе. Стало
быть, боги восприемлют в себя молитвы вовсе не при посредстве неких сил и не
при помощи органов, но содержат действительности благих слов в самих себе, и
в особенности всех тех из них, которые, случается, возносятся в честь богов
и соединены с ними при помощи священного богослужения. Ведь тогда само
божественное безыскусственно соприкасается с самим собой, а не участвует в
заключенных в молитвах мыслях как иное в ином 49.
(стр.69)
Но мольбы, как ты говоришь, не подходят для того, чтобы обращаться к
чистоте ума. Конечно, это не так; ведь по той самой причине, по которой мы
стоим ниже богов по силе, чистоте и во всех других отношениях, наиболее
подходящее--это прежде всего умолять их. Ибо ощущение собственного
ничтожества, возникающее, когда кто-нибудь сравнивает нас с богами, по самой
природе заставляет нас обращаться к мольбам. Ведь от просьбы мы постепенно
возвышаемся до умоляемого, благодаря тесному общению приобретаем сходство с
ним и вместо несовершенства незаметно получаем божественное совершенство.
Если бы кто-нибудь понял, что жреческие моления ниспосланы людям от
самих богов, что они являются знамениями самих богов и только богам понятны
и что некоторым образом они и сами обладают той же силой, что и боги, то
каким образом он мог бы, по справедливости, предполагать, что эта самая
мольба ощущаема, а не божественна и не умна? И какая же страсть могла бы
естественным образом присоединиться к ней, когда даже идеальный человеческий
нрав не может для нее легко очиститься?
Но подношения, говоришь ты, приносятся им, словно ощущающим и душевным.
Да, если они исполняются только телесными и составными силами или становятся
как бы предлагаемыми для пустого служения орудиями. Но поскольку подносимое
причастно неким бестелесным образам, смыслам и более простым мерам, то его
своеобразие рассматривается только так, и если присутствует близкое или
дальнее родство или сходство, то даже его достаточно для того
соприкосновения, о котором мы сейчас говорим 50. Ведь не
существует ничего, постепенно уподобившегося богам, в чем боги
непосредственно не присутствуют и с чем
(стр.70)
не соприкасаются. Следовательно, возможное для этого соединение
происходит не как с ощущаемыми или душевными, но на основе самих
божественных образов и с самими богами. Таким образом, мы выдвинули
достаточно возражений и против этого разделения.
16. В твоих записях к нему примыкает то разделение, которое
разграничивает богов и демонов на основании причастности телу и
бестелесности, является