Ведь в созерцании блаженных зрелищ душа
меняется к иной жизни, приходит к иной действительности и полагает, что уже
не является человеком, причем полагает правильно. Помимо этого, она
зачастую, отбросив собственную жизнь, получает взамен наиблаженнейшую
действительность богов. Так вот, если восхождение в заклинаниях
предоставляет жрецам очищение от страстей, отстранение от становления и
единение с божественным началом, то какая же, в самом деле, страсть к нему
прикоснется? Ведь подобное заклинание отнюдь не низводит бесстрастных и
чистых к страстному и нечистому; напротив, оно делает нас, из-за становления
оказавшихся подверженными страстям, чистыми и невозмутимыми.
Но призывы не связывают жрецов с богами посредством страсти. Они
помогают образованию нерасторжимого соприкосновения при помощи божественной
дружбы 44, связующей все.
(стр.66)
При этом они не связаны со склонением ума богов к людям, о чем, по
твоему мнению, свидетельствует само употребляемое для их обозначения слово
45, но в соответствии с тем, чему учит сама истина, делают
человеческий дух способным к восприятию богов, возводят его к богам и
приводят его в соприкосновение с ними при помощи стройного убеждения. Потому
именно священные имена богов и остальные божественные знаки, открывая путь
для восхождения к богам, в состоянии соединять с ними.
13. Точно так же и умилостивления гнева будут понятными, если мы
основательно изучим гнев богов. Так вот, он не является, как полагают
некоторые, древней и устойчивой склонностью, напротив --это отклонение
людьми благодетельной заботы богов, отказываясь от которой, словно
закрываясь в полдень от света, мы тем самым навлекаем на себя тьму и лишаем
себя благосклонности богов 46. Итак, умилостивление может
обратить нас к лучшей участи, вновь вернуть ушедшую от нас божественную
заботу и как следует связать между собой то, чему причастно, и причастное
ему. Итак, подобное его действие отлично от свершения в страсти, так что и
нас освобождает от страстного и беспорядочного отпадения от богов.
А очищение жертвоприношением исцеляет присутствующее на земле зло и
помогает добиться того, чтобы нас не коснулась никакая превратность судьбы и
никакая страсть. Итак, происходит ли подобное очищение при помощи богов или
при помощи демонов, оно обращается к ним, как к помощникам, защитникам от
бед и спасителям, и при их помощи предотвращает всяческий исходящий от
страстей вред. А те, кто отражает порождаемые становлением и природой удары,
во всяком случае, не предупреждают их при помощи страстей. И если кто
полагает, будто отказ
(стр67)
от заступничества приносит некий сам собой возникающий вред, то
повиновение лучшим в очищении жертвоприношением, вновь побуждая их
благосклонность к заботе и отказываясь от ее отсутствия, конечно, было бы
чистым и неколебимым.
14. Далее, так называемые принуждения богов 47 вообще
являются достоянием богов и возникают лишь как будто направленные на богов.
Следовательно, они выступают не как внешние и не как связанные с
принуждением, но подобны благу, оказывающему помощь по необходимости, причем
всегда так и никак иначе. Поэтому подобная необходимость связана с благим
волеизъявлением и свойственна любви и по присущему богам обычаю обладает
тождественностью и неизменностью, и поскольку одинаково и в равной мере
охватывается единым пределом, то и пребывает в его рамках и никогда не
выходит за них. Так вот, по всем этим причинам происходит противоположное
тому, что ты предположил. Непреклонным, бесстрастным и непринуждаемым
свойственно быть божественному, если только те теургические силы, которые мы
показали, являются на самом деле истинными.
15. После этого ты переходишь к другому противопоставлению, а
именно--богов и демонов. Ведь ты говоришь, что боги--это чистые умы,
предлагая это мнение в качестве предположения или излагая его как
предпочитаемое некоторыми и при этом разъясняя, что демоны --душевные
соучастники ума. Так вот, то, что таково мнение большинства философов, не
является для меня тайной. Я думаю, то, что представляется