как и со сходством.
10. Пусть это будет сказано относительно размещения лучших родов в
космосе. Затем ты предпосылаешь собственным рассуждениям другое разделение.
Ты отличаешь сущности лучших на основании разницы подверженного страстям и
бесстрастного. Я же не приемлю и этого разделения. Ведь ни один из лучших
родов не является подверженным страстям или бесстрастным в смысле
противопоставления предмету страсти, точно так же как и наподобие
(стр.61)
того, что по природе подвержено страстям, но по причине добродетели или
какой-то другой идеальной установки свободно от них36. Напротив,
поскольку они совершенно отделены от противопоставления страсти и
бесстрастности и поскольку по своей сущности обладают неколебимой
твердостью, для всех них я предполагаю бесстрастность и невозмутимость.
Ведь взгляни, если хочешь, на низшее среди божественного, на чистую от
тела душу. Разве нуждается она в рождении в удовольствии или в возвращении к
собственной природе, будучи сверхприродной и живя нерожденной жизнью? Разве
подвластна она ведущей к гибели печали, разрушающей гармонию тела, пребывая
вне всякого тела и связанной с телом делимой природы и будучи совершенно
отстраненной от нисходящей в тело душевной гармонии? Помимо этого, она не
нуждается и в предшествующих ощущению претерпеваниях, ведь она никоим
образом не содержится в теле и, не будучи со всех сторон окруженной им,
совсем не нуждается в том, чтобы при посредстве телесных орудий, со своей
стороны, воспринимать какие-то иные тела, расположенные вне ее. Вообще же,
будучи неделимой 37, пребывая в едином и одинаковом облике,
являясь сама по себе бестелесной и никак не вступая в общение с возникающим
и претерпевающим телом, она не в состоянии была бы испытывать что бы то ни
было ни при разделении, ни при изменении и вообще обладать чем-либо
подверженным перемене или претерпеванию.
Впрочем, даже когда она приходит к телу, не страдает ни она сама, ни
смыслы, которые она предоставляет ему. Ведь они также являются простыми и
однородными идеями, не приемлющими никакого смущения и не выходящими за свои
пределы. Стало быть, причиной претерпевания
(стр.62)
для составного оказывается остальное; причина же, конечно, не является
тем же самым, что и следствие. Итак, как душа, будучи первым рождением
возникающих и разрушающихся
составных живых существ, сама по себе является нерожденной и
неразрушимой, так, и когда испытывает страстьпричастное душе и не всецело
имеющее жизнь и бытие,
но переплетенное с безграничностью и несогласием материи, она сама
является невозмутимой как сущностно превышающая претерпевание38,
но не как то бесстрастное,
добровольный выбор которого основан на том и другом, и не как то, что
получило вновь обретенную невозмутимость в причастности свойству или
возможности 39. ;
Так вот, поскольку применительно к низшему среди лучших роду, каковым
является душа, мы показали невозможность причастности претерпеванию, зачем
же нужно приписывать его демонам и героям, тем, которые вечны и являются
постоянными спутниками богов, сами равным образом сохраняют сходство с
упорядоченностью богов, всегда соседствуют с божественным строем и никогда
от него не отдаляются? Ведь мы, конечно, знаем, что страсть беспорядочна,
ошибочна и непостоянна, ни в коей мере не принадлежит самой себе, а
припадает к тому, чем она возбуждается и чему рабски прислуживает в
становлении. Так вот, это подходит скорее какому-то иному роду, нежели вечно
сущему, опирающемуся на богов и движущемуся по кругу вместе с ними, в одном
и том же строю. Следовательно, и демоны, и все следующие за ними лучшие роды
являются бесстрастными.
11. Итак, почему же многое в священнодействиях совершается в отношении
их так, словно они подвержены страстям? Я, со своей стороны, утверждаю, что
и это говорится от незнания жреческого посвящения в таинства.
(стр.63)
Ведь из того, что всякий раз совершается в храмах, одно имеет некую
неизреченную и превышающую разум причину, другое извечно посвящается лучшим
в качестве символов,