в первом смысле; нам, со своей
(стр.39)
стороны, хотелось бы, пусть и не столь решительно, но ответить во
втором. Ведь, на наш взгляд, ключом к проблеме являются отнюдь не имеющиеся
в нашем распоряжении сведения по египетской религии времен Древнего,
Среднего и Нового царств; скорее нам следует иметь в виду сочинения,
подписанные именем Гермеса Трисмегиста, значительная часть которых дошла до
нас либо полностью, либо в выдержках, сделанных, например, столь серьезным
авторитетом, как Стобей, и именно от признания или непризнания аутентичности
данных текстов и зависит вывод о египетском или неегипетском характере
учений, называемых таковыми Ямвлихом. Ведь слишком многое свидетельствует о
широком использовании последним герметических текстов: и сходство в
осмыслении египетских божественных имен, и представление об опирающейся на
единого бога божественной иерархии, и учение о всецелой жизни человеческой
души и ее множественности, и многое другое, дальнейшее перечисление чего
представляется попросту лишенным смысла. Итак, если мы признаем
'египетскими' сочинения Гермеса Трисмегиста, то таковой же необходимо
признать и книгу Ямвлиха, в противном же случае вывод нужно сделать
совершенно иной. А, по всей вероятности, можно скорее согласиться с первым
утверждением, сделав лишь одно небольшое уточнение: речь идет уже не о
классическом, замкнутом в себе и самобытном Египте глубокой древности, но о
Египте времен Римской империи, прошедшем правление Птолемеев и перешедшем на
греческий язык, где, как в величайшем горниле, сплавлялись в ту пору самые
разные религии,-- не о Египте Аммона, но о Египте Сераписа.
Л. Ю. Лукомский
(стр.40)
ЯМВЛИХ
О ЕГИПЕТСКИХ МИСТЕРИЯХ
IОтвет учителя Абаммона
на письмо Порфирия
к Анебону и разрешение
содержащихся в нем
сомнений
1. Бог Гермес1, повелитель
1. Бог Гермес1, повелитель слов, с древности справедливо
почитается всеми жрецами за общего. Он единственный стоит также во главе
истинного знания о богах, один и тот же повсюду. Наши предки приписывали ему
открытия собственной мудрости, подписывая именем Гермеса все свои сочинения
2. И если бы мы смогли воспринять от этого бога причитающуюся
нами возможную для нас самих частицу, то, значит, и ты хорошо поступаешь,
предлагая некоторые вопросы относительно теологии на решение жрецам как с
радостью их принимающим, и я, не без основания сочтя письмо, посланное моему
ученику Анебону, написанным мне самому, дам тебе истинные ответы на то, о
чем ты спрашиваешь. Ибо не подобает, чтобы Пифагор, Платон, Демокрит, Евдокс
3 и многие другие древние эллины получили надлежащее поучение от
тогдашних толкователей священных
(стр.43)
текстов, а ты, живя в наше время и придерживаясь одинакового с ними
мнения, не получил бы наставления от ныне живущих и называющихся всеобщими
наставниками 4. Вот каким образом я подхожу к настоящему
рассмотрению, а ты, если хочешь, считай, что тебе отвечает именно тот, кому
ты послал письмо. Если же тебе это покажется необходимым, то полагай, что с
тобой письменно веду беседу я или другой какой-нибудь египетский пророк, ибо
это безразлично. А еще лучше, я думаю, не обращай внимания на то, хорош ли
говорящий или плох, но, ревностно побуждая рассудок, продумывай в отношении
высказываемого, произносится ли истина или ложь.
Давай сперва разберем, сколько существует родов ныне подлежащих
рассмотрению проблем и каковы они. Давай - расскажем, откуда взялись спорные
вопросы божественных учений, и составим себе обзор того, при помощи каких
наук они исследуются.
Итак, одни вопросы направлены на некое разделение дурным образом
смешанного, другие относятся к причине, по которой существует и мыслится
именно таким образом отдельное, третьи же обращают познание к тому и
другому, будучи предложены как некое противоречие. Некоторые требуют от нас
и полного посвящения в мистерии. Поскольку они являются таковыми, они
возникли по многим причинам и относятся ко многим наукам.
Ибо одни вопросы привлекают