к рассмотрению иного -- силы необходимости. Прежде
всего он замечает, что доныне мыслители имели дело со стихиями (простейшими
элементами) Вселенной--огнем, воздухом, водой и землей, не объясняя их
происхождения, но полагая началами. Заметим, что само слово 'стихии' в его
исконном смысле относится к простейшим частицам речи--буквам и слогам,
дальнейшее расчленение которых лишено смысла, поскольку сама суть речи
заключена в их соединении, а не расчленении. Аналогии с чувственным космосом
здесь не годятся --ведь в последнем случае мы можем (и должны) описать
происхождение стихий, ибо элементарность их
_________________________
* Платон. Тимей, 47е--69а.
(стр.32)
в этом самом космосе сомнительна. Итак, Платон замечает, что выше он
рассмотрел два вида: основополагающий первообраз, который обладает мыслимым
и тождественным бытием, и подражание этому первообразу, которое имеет
рождение и зримо. Теперь же нужно рассмотреть и некий темный и трудный для
понимания вид: кормилицу и как бы восприемницу всякого рождения--ведь
необходимо мысленно обособить три рода: то, что рождается; то, внутри чего
совершается рождение; то, по образцу чего возрастает рождающееся,--и
воспринимающее начало можно уподобить матери, образец -- отцу, а
промежуточную природу -- ребенку. Итак, есть третий род -- место *: оно
вечно, неразрушимо, дарует обитель всему рождающемуся, но само
воспринимается не ощущением, а посредством некоего незаконного
умозаключения, и поверить в него почти невозможно. А вот как следует описать
возникновение стихий, которые уже обладают качествами и не являются местом,
или ничем. 'А о Кормилице скажем вот что: поскольку она и растекается
влагой, и пламенеет огнем, и принимает формы земли и воздуха, и претерпевает
всю чреду подобных состояний, являя многообразный лик, и поскольку
наполнявшие ее силы не были ни взаимно подобны, ни взаимно уравновешены, и
сама она ни в одной своей части не имела равновесия, она повсюду была
неравномерно сотрясаема и колеблема этими силами, и в свою очередь сама
колебала их своим движением... Вот... и четыре упомянутых рода были тогда
колеблемы Восприемницей... то, что наименее сходно между собой, она
разбрасывала дальше всего друг от друга, а то, что более
___________________________
* Платон использует термин , который не следует переводить как
'пространство': ведь последнее --это нечто иное, нежели то, что
соответствует нижеследующему описанию.
(стр.33)
всего сходно, просеивала ближе всего друг к другу; таким образом,
четыре рода обособились... еще до того, как пришло время рождаться
устрояемой из них Вселенной... [Бог], приступая к построению космоса, начал
с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел' *.
Материя как таковая является чем-то бескачественным, неоформленным и
неумопостигаемым, как, впрочем, и не воспринимаемым ощущением; хотя в ней и
бурлят некие силы и возможности, нет оснований говорить о том, что сама она
являет собой какую-то силу, будь то злую, будь то добрую; и потому наивны
те, кто полагает источник зла в материи: он в душе, в ее дерзости (
),-- и Платон говорит об этом в 'Федре'.
Что же касается 'материи' Аристотеля, то она уже представляет собой
нечто оформленное, хотя бы как абстракция; впрочем, этот вопрос не относится
к настоящему рассмотрению, заметим только, что термин 'материя' у Ямвлиха
часто понимается либо попросту как 'вещество', либо как 'четыре стихии'. В
этой связи интересен вопрос о так называемой умопостигаемой, или
божественной, материи. Разумеется, с определенной долей риска здесь можно
провести аналогию между Платоновым местом, Восприемницей и Кормилицей, и
троном, местопребыванием ( ) богов.
Итак, вот каковы существовавшие в неоплатонизме представления об
устройстве Всего (Универсума). Однако некоторого рассмотрения заслуживают не
только вопросы 'что?' и 'как?', но и 'почему?', т. е., попросту говоря,
неоплатонические представления о причинности,-- ведь, читая Ямвлиха, мы
постоянно сталкиваемся с такими