полноты и переизбытка. Необходимо
отвергнуть представление об эманации како некоем самопроизвольном или
вынужденном действии; напротив, Единое, будучи полно независтливой благости,
с одной стороны, и не встречая ни в чем преграды в силу
_____________________________
*Платон. Федр246Ь и далее
** Платон. Тимей,.34с* См.:
(стр.27)
своей единственности -- с другой, созидает все, т. е. эманирует, по
своей свободной воле; последнюю же, разумеется, в свою очередь, необходимо
понимать в апофатическом смысле.
Итак, Единое эманирует в душу; душа же, соприкоснувшись с телесным
миром, превращается в душу мировую и отдельные души, причем первая следит за
порядком целого космоса, а вторые управляют конкретными телами, даруя им
жизнь и смысл. К числу сил и способностей души относится, помимо прочего, и
мышление, предстающее в двух обликах: в виде низшей ступени -- рассуждения
( ), во власти которого --делать простые логические выводы и
оперировать очевидным, и в виде высшей -- умозрения, или собственно мышления
( ), которое делает выводы о неочевидном и благодаря которому у нас и
появляется новое знание. Способность мыслить тесно связана с применением
ума, и последний может представать в двух ипостасях: как ум отдельный и как
ум сам по себе. Ум отдельный 'приводится в движение предметом мысли' *. Ум
же сам по себе, или мысль, взятая в ее чистоте, вне направленности на иное,
вероятно, является, как и душа, продуктом эманации Единого; может быть, не
следует выводить душу из ума, как часто делают, анализируя Плотинову триаду
'Единое--ум--душа',-- ведь качества души не сводятся к качествам ума и не
вытекают полностью из них, хотя душа, разумеется, и уступает ему в
самодостаточности и чистоте. Действие ума в отношении души двояко: с одной
стороны, он открывает ей пути в божественный ноуменальный мир, а с
другой--ограничивает ее порывы: как отмечал Плотин, чистый ум достоин
всяческих
____________________
* Аристотель. Метафизика, 1072а,30.
(стр.28)
похвал и достославен, но безнадежно скучен, и самое совершенное
творение человеческого ума --прекрасная статуя --всегда уступает живому
человеку в силу непреходящего очарования жизни, озаряющего его.
Неоплатонические представления об уме во многом перекликаются с
суждениями Аристотеля о неподвижном перводвигателе. Стагирит пишет *: 'Ибо
первый вид изменений -- это перемещение, а первый вид перемещения --
круговое движение. Круговое же движение вызывается движущим. Следовательно,
движущее есть необходимо сущее, и, поскольку оно необходимо сущее, оно
существует надлежащим образом, и в этом смысле оно начало... Так вот, от
такого начала зависят небеса и природа. И жизнь его--самая лучшая... А
мышление, каково оно само по себе, обращено на само по себе лучшее, и высшее
мышление -- на высшее. А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам
себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что
ум и предмет его--одно и то же. Ибо то, что способно принимать в себя
предмет мысли и сущность, есть ум; а деятелен он, когда обладает предметом
мысли; так что божественное в нем--это, надо полагать, скорее само
обладание, нежели способность к нему, и умозрение--самое приятное и самое
лучшее'. Итак, для Аристотеля ум --это первый двигатель, бог, приводящий в
движение все. Неоплатонизм вслед за ним говорит: ум--это вечно одинаково и в
равной мере пребывающее, это истинно и тождественно сущее; ум и божественное
мыслит себя, мыслится собой и мыслит иное, тем самым творчески созидая иное.
Ум является единым -- в том смысле, что действие его
_______________________
* Аристотель. Метафизика, 1072а и далее.
(стр.29)
одно и то же во всех случаях, и в то же время он оказывается
многим--коль скоро он и мыслит, и мыслится. Стало быть, ум --это единое
многое или же многое единое.
Заметим еще одно в отношении ума. В новоевропейской традиции то, что в
античности обозначалось этим термином, получило название 'дух'; абсолютный
же дух