открытий духовность видится важным и законным
стремлением человеческой жизни, поскольку она отражает ключевое измерение
человеческой психики и всего миропорядка. Зачастую мистические традиции и
духовные философские учения прошлого не принимались всерьез и даже
становились объектом критики за свою 'иррациональность' и 'ненаучность'. Но
такая оценка как нельзя более далека от истины. Многие из великих духовных
систем являются продуктом многовекового углубленного изучения человеческой
психики и сознания, и в этом они во многом сходны с научными исследованиями.
Эти системы дают подробные указания относительно методов вызова
духовных переживаний, на которых они основывают свои философские теории.
Достоверность систематически накопленного материала обычно подтверждается
многовековым опытом, что и требуется для обеспечения достоверных и надежных
знаний в любой области научных исследований (БППЙ! 1976, ^ПЬег 1977).
Особенно примечательно, что утверждения различных школ вечной философии
теперь могут быть подкреплены данными современных исследований сознания.
Методы самопознания, описанные в этой книге и обеспечивающие такое
сбвременное подтверждение, не требуют той же степени самоотдачи и
самопожертвования, какая предполагалась древними духовными практиками. Они
более доступны и посильны для
14
ВВЕДЕНИЕ
западного человека, скованного сложностями современной жизни.
Использование психоделиков было скомпрометировано бесконтрольным
экспериментаторством и в настоящее время ограничено жесткими
административно-правовыми рамками, тогда как холотроп-ная дыхательная
терапия - метод, доступный для всех, кого интересует исследование
доказательности прозрений, описанных в этой книге. Опыт наших семинаров,
проводимых по всему миру, а также сообщения нескольких сот людей, прошедших
наш тренинг и научившихся проводить сеансы холотропного дыхания
самостоятельно, убедили меня в том, что наблюдения, описанные мною в этой
книге, вполне воспроизводимы.
ХОЛОТРОПНЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Прежде чем мы обратимся к духовно-философским практикам, мне хотелось
бы объяснить, в каком смысле я использую в этой книге термин 'необычные
состояния сознания'. Моя главная задача - сосредоточиться на переживаниях,
представляющих собой полезный источник информации о человеческой психике и
природе реальности, в частности на таких, которые раскрывают различные
аспекты духовного измерения бытия. Я также хотел бы исследовать заложенный в
этих исследованиях целительный, преобразующий и эволюционный потенциал. Для
этой цели термин 'необычные состояния сознания' является слишком общим,
поскольку включает в себя широкий спектр состояний, с данной точки зрения
неинтересных
или неподходящих.
Глубокие изменения в сознании могут быть обусловлены множеством
патологических состояний, например церебральными травмами, отравлением
ядовитыми веществами, инфекциями, а также дегенеративными и цирку ляторными
процессами в мозгу. Разумеется, такие состояния могут вызывать глубокие
ментальные изменения и нарушать функционирование психики. Однако мы не будем
их рассматривать, поскольку они являются причиной 'обычного бреда' или
'органических психозов' - состояний, весьма важных с точки зрения
клиницистов, но для нас неинтересных. Люди, страдающие бредом, как правило,
дезориентированы, порой они даже не знают, кто они, и где находятся, и какое
сегодня число. Кроме того, у них зачастую наблюдается нарушение мыслительных
функций, а выпавшие на их долю
переживания заканчиваются потерей памяти.
Вот почему в нашем обсуждении я намерен ограничиться большой и весьма
важной подгруппой необычных состояний сознания, для которых в современной
психиатрии не существует специаль-
15
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
ного термина. Поскольку я убежден, что они заслуживают выделения в