Станислав Гроф

Космическая игра

возникали в

умах многих людей, с которыми я работал. Объяснение нужно искать в той

области исследований, которая на протяжении сорока лет моей профессиональной

деятельности остается главным объектом моих интересов, - в работе с

необычными состояниями сознания. Этот интерес вспыхнул весьма неожиданно и

ярко в 1956 году, всего через несколько ме-

12


ВВЕДЕНИЕ

сяцев после окончания медицинского института, когда я добровольно

вызвался участвовать в эксперименте с ЛСД, проводившемся на факультете

психиатрии Пражского медицинского института. Этот эксперимент глубоко

повлиял на мою личную и профессиональную жизнь и стал тем творческим

стимулом, благодаря которому я на всю жизнь связал себя с исследованиями

сознания.

И хотя меня интересовал весь спектр необычных состояний сознания, мой

сугубо личный опыт относится к психоделическим исследованиям, к

психотерапевтической работе с людьми, переживающими внезапные психодуховные

кризисы ('критические состояния духа'), а также к холотропной дыхательной

терапии - методу, разработанному мною и моей женой Кристиной. В

психоделичес-кой терапии необычные состояния сознания вызываются химическими

средствами, в психодуховных кризисах они по неизвестным причинам внезапно

развиваются в гуще повседневной жизни, а в холотропной дыхательной терапии

они стимулируются сочетанием учащенного дыхания, музыки, пробуждающей

воспоминания, и особой формы сосредоточенных физических упражнений. В этой

книге я затрагиваю все три упомянутых аспекта, поскольку прозрения, которые

в них открываются, очень сходны, если не тождественны.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В своих предыдущих публикациях я уже описывал, насколько важно

систематическое изучение необычных состояний сознания для понимания природы

эмоциональных и психосоматических расстройств, а также для самой

психотерапии (Стог 1985, 1992*). Эта книга посвящена более широким и общим

вопросам; в ней исследуются необычные философские, метафизические и духовные

озарения, имевшие место в ходе моей работы. Переживания и наблюдения,

полученные таким образом, открыли важные аспекты и измерения реальности,

которые мы в повседневной жизни, как правило, не осознаем.

Многие века эти переживания и сферы бытия, в них открывающиеся,

описывались в различных духовных философских и мистических традициях, таких,

как веданта, буддизм хинаяны и махаяны, даосизм, суфизм, гностицизм,

христианский мистицизм, каббала и прочие сложные духовные системы. Данные

моих исследований и вообще результаты современных исследований сознания в

целом

* В скобках помещен отсыл к библиографии: фамилия автора и год

публикации оригинальной работы или английского перевода. - Прим. ред.

13


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

по сути подтверждают и поддерживают позицию вышеназванных древних

учений и потому в корне противоречат основным положениям материалистической

науки относительно сознания, человеческой природы и природы реальности. Они

четко указывают, что сознание не продукт мозга, но изначальный принцип

существования и что оно играет решающую роль в творении чувственного мира.

Эти исследования еще и радикально меняют статус человеческой психики,

показывая, что психика индивида в ее самом широком диапазоне по сути

соизмерима со всем бытием и абсолютно тождественна космическому творческому

принципу. Такой вывод, пусть он и являет собой серьезный вызов мировоззрению

современных развитых обществ, вполне согласуется с представлением о

реальности, которое содержится в великих духовных и мистических традициях

мира, названных у философа и писателя Олдоса Хаксли 'вечной философией'

(Них1еу 1945).

Современные исследования сознания в целом подтвердили базовые тезисы

вечной философии. Они раскрыли перед нами грандиозный замысел, лежащий в

основе творения, и показали, что высший разум пронизывает все бытие.

В свете этих новых