возникали в
умах многих людей, с которыми я работал. Объяснение нужно искать в той
области исследований, которая на протяжении сорока лет моей профессиональной
деятельности остается главным объектом моих интересов, - в работе с
необычными состояниями сознания. Этот интерес вспыхнул весьма неожиданно и
ярко в 1956 году, всего через несколько ме-
12
ВВЕДЕНИЕ
сяцев после окончания медицинского института, когда я добровольно
вызвался участвовать в эксперименте с ЛСД, проводившемся на факультете
психиатрии Пражского медицинского института. Этот эксперимент глубоко
повлиял на мою личную и профессиональную жизнь и стал тем творческим
стимулом, благодаря которому я на всю жизнь связал себя с исследованиями
сознания.
И хотя меня интересовал весь спектр необычных состояний сознания, мой
сугубо личный опыт относится к психоделическим исследованиям, к
психотерапевтической работе с людьми, переживающими внезапные психодуховные
кризисы ('критические состояния духа'), а также к холотропной дыхательной
терапии - методу, разработанному мною и моей женой Кристиной. В
психоделичес-кой терапии необычные состояния сознания вызываются химическими
средствами, в психодуховных кризисах они по неизвестным причинам внезапно
развиваются в гуще повседневной жизни, а в холотропной дыхательной терапии
они стимулируются сочетанием учащенного дыхания, музыки, пробуждающей
воспоминания, и особой формы сосредоточенных физических упражнений. В этой
книге я затрагиваю все три упомянутых аспекта, поскольку прозрения, которые
в них открываются, очень сходны, если не тождественны.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ И ВЕЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В своих предыдущих публикациях я уже описывал, насколько важно
систематическое изучение необычных состояний сознания для понимания природы
эмоциональных и психосоматических расстройств, а также для самой
психотерапии (Стог 1985, 1992*). Эта книга посвящена более широким и общим
вопросам; в ней исследуются необычные философские, метафизические и духовные
озарения, имевшие место в ходе моей работы. Переживания и наблюдения,
полученные таким образом, открыли важные аспекты и измерения реальности,
которые мы в повседневной жизни, как правило, не осознаем.
Многие века эти переживания и сферы бытия, в них открывающиеся,
описывались в различных духовных философских и мистических традициях, таких,
как веданта, буддизм хинаяны и махаяны, даосизм, суфизм, гностицизм,
христианский мистицизм, каббала и прочие сложные духовные системы. Данные
моих исследований и вообще результаты современных исследований сознания в
целом
* В скобках помещен отсыл к библиографии: фамилия автора и год
публикации оригинальной работы или английского перевода. - Прим. ред.
13
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
по сути подтверждают и поддерживают позицию вышеназванных древних
учений и потому в корне противоречат основным положениям материалистической
науки относительно сознания, человеческой природы и природы реальности. Они
четко указывают, что сознание не продукт мозга, но изначальный принцип
существования и что оно играет решающую роль в творении чувственного мира.
Эти исследования еще и радикально меняют статус человеческой психики,
показывая, что психика индивида в ее самом широком диапазоне по сути
соизмерима со всем бытием и абсолютно тождественна космическому творческому
принципу. Такой вывод, пусть он и являет собой серьезный вызов мировоззрению
современных развитых обществ, вполне согласуется с представлением о
реальности, которое содержится в великих духовных и мистических традициях
мира, названных у философа и писателя Олдоса Хаксли 'вечной философией'
(Них1еу 1945).
Современные исследования сознания в целом подтвердили базовые тезисы
вечной философии. Они раскрыли перед нами грандиозный замысел, лежащий в
основе творения, и показали, что высший разум пронизывает все бытие.