и
содержание конечных продуктов творения, но не раскрывает суть таинственных
процессов, лежащих в основе творения и двигающих его вперед.
В необычных состояниях постоянно возникает вопрос о том, в какой мере
Божественное контролирует процесс творения. Именно с этой проблемой часто
сталкивался Альберт Эйнштейн. Вот что он говорил по этому поводу: 'Вот что
меня действительно интересует: обладал ли Бог свободой выбора, когда творил
мир?' Люди, достигавшие прозрений такого уровня, отвечают на этот вопрос
по-разному. Иногда кажется, что Абсолютное Сознание полностью контролирует
творение - и в целом, и во всех деталях. В этом случае какие-либо
неожиданности в космической игре происходят только с отдельными участниками,
причем вследствие того, что завеса неведения неожиданно поднимается и перед
ними предстают прежде скрытые важные аспекты божественного знания.
Порой люди, переживающие холотропные состояния, начинают понимать, что
этому сценарию есть существенная альтернатива: возможно, что четко
определены только основные параметры творения, но в подробностях конечный
результат остается непредсказуем даже для Божественного. Эта последняя
модель космической игры сравнима с калейдоскопом или игрой в шахматы.
Изобретатель калей-
50
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
доскопа явно сознавал, что в результате вращения трубки, содержащей
расположенные особым образом зеркала и кусочки цветного стекла, получатся
красивые меняющиеся изображения. Однако он скорее всего не предвидел всех
комбинаций, которые могут возникнуть в процессе использования этого прибора.
Точно так же изобретатель шахмат мог знать общий потенциал игры, где
фигуры, согласно своим назначенным ролям, должны передвигаться по доске с
шестьюдесятью четырьмя черными и белыми клетками. Однако что касается
конкретных игровых ситуаций, то здесь, вне всякого сомнения, невозможно
предвидеть все несметное число вариантов. Разумеется, сложность творения
бесконечно грандиознее, чем калейдоскоп или игра в шахматы. И хотя интеллект
Космического Сознания безмерен, вполне допустимо, что космическая драма
может выйти из-под его контроля и развернуться самым неожиданным образом.
Это тесно связано с вопросом о нашей роли в космической драме. Если
вселенский сценарий написан Божественным Разумом во всех подробностях, то он
не оставляет нам, индивидам, возможности активного творческого участия. Все,
что мы можем сделать, - это пробудиться к пониманию того факта, что в
прошлом наша жизнь была ненастоящей, ибо мы неправильно представляли себе
основополагающие аспекты бытия и нашу собственную природу. Однако, если
определенные аспекты развития непредсказуемы даже для Божественного,
различные нежелательные тенденции, например текущий глобальный кризис, могут
потребовать нашего вмешательства. В таком случае мы могли бы поистине стать
для Абсолютного Сознания в его божественной игре активными участниками и
ценными партнерами.
Некоторые люди, пережившие прозрения относительно 'побуждений' к
творению, подчеркивают также его эстетическую сторону. В повседневной жизни
нас зачастую восхищает не только красота человеческих творений -
произведений искусства и архитектурных памятников, - но и красота, присущая
Вселенной и природе. В холотропных состояниях способность оценить
эстетическую сторону различных аспектов бытия намного возрастает. Говоря
словами Уильяма Блейка, когда 'двери восприятия очищены', трудно не заметить
удивительной красоты творения. С этой позиции Вселенная, в которой мы живем,
а также все эмпирические реальности в других измерениях также видятся
совершеннейшими произведениями искусства, а побуждение творить их можно
уподобить вдохновению и творческому энтузиазму величайшего художника.
51
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
БОЖЕСТВЕННАЯ ТОСКА
Как я упоминал ранее, в прозрениях относительно сил, лежащих в основе