Станислав Гроф

Космическая игра

и

содержание конечных продуктов творения, но не раскрывает суть таинственных

процессов, лежащих в основе творения и двигающих его вперед.

В необычных состояниях постоянно возникает вопрос о том, в какой мере

Божественное контролирует процесс творения. Именно с этой проблемой часто

сталкивался Альберт Эйнштейн. Вот что он говорил по этому поводу: 'Вот что

меня действительно интересует: обладал ли Бог свободой выбора, когда творил

мир?' Люди, достигавшие прозрений такого уровня, отвечают на этот вопрос

по-разному. Иногда кажется, что Абсолютное Сознание полностью контролирует

творение - и в целом, и во всех деталях. В этом случае какие-либо

неожиданности в космической игре происходят только с отдельными участниками,

причем вследствие того, что завеса неведения неожиданно поднимается и перед

ними предстают прежде скрытые важные аспекты божественного знания.

Порой люди, переживающие холотропные состояния, начинают понимать, что

этому сценарию есть существенная альтернатива: возможно, что четко

определены только основные параметры творения, но в подробностях конечный

результат остается непредсказуем даже для Божественного. Эта последняя

модель космической игры сравнима с калейдоскопом или игрой в шахматы.

Изобретатель калей-

50


ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ

доскопа явно сознавал, что в результате вращения трубки, содержащей

расположенные особым образом зеркала и кусочки цветного стекла, получатся

красивые меняющиеся изображения. Однако он скорее всего не предвидел всех

комбинаций, которые могут возникнуть в процессе использования этого прибора.

Точно так же изобретатель шахмат мог знать общий потенциал игры, где

фигуры, согласно своим назначенным ролям, должны передвигаться по доске с

шестьюдесятью четырьмя черными и белыми клетками. Однако что касается

конкретных игровых ситуаций, то здесь, вне всякого сомнения, невозможно

предвидеть все несметное число вариантов. Разумеется, сложность творения

бесконечно грандиознее, чем калейдоскоп или игра в шахматы. И хотя интеллект

Космического Сознания безмерен, вполне допустимо, что космическая драма

может выйти из-под его контроля и развернуться самым неожиданным образом.

Это тесно связано с вопросом о нашей роли в космической драме. Если

вселенский сценарий написан Божественным Разумом во всех подробностях, то он

не оставляет нам, индивидам, возможности активного творческого участия. Все,

что мы можем сделать, - это пробудиться к пониманию того факта, что в

прошлом наша жизнь была ненастоящей, ибо мы неправильно представляли себе

основополагающие аспекты бытия и нашу собственную природу. Однако, если

определенные аспекты развития непредсказуемы даже для Божественного,

различные нежелательные тенденции, например текущий глобальный кризис, могут

потребовать нашего вмешательства. В таком случае мы могли бы поистине стать

для Абсолютного Сознания в его божественной игре активными участниками и

ценными партнерами.

Некоторые люди, пережившие прозрения относительно 'побуждений' к

творению, подчеркивают также его эстетическую сторону. В повседневной жизни

нас зачастую восхищает не только красота человеческих творений -

произведений искусства и архитектурных памятников, - но и красота, присущая

Вселенной и природе. В холотропных состояниях способность оценить

эстетическую сторону различных аспектов бытия намного возрастает. Говоря

словами Уильяма Блейка, когда 'двери восприятия очищены', трудно не заметить

удивительной красоты творения. С этой позиции Вселенная, в которой мы живем,

а также все эмпирические реальности в других измерениях также видятся

совершеннейшими произведениями искусства, а побуждение творить их можно

уподобить вдохновению и творческому энтузиазму величайшего художника.

51


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

БОЖЕСТВЕННАЯ ТОСКА

Как я упоминал ранее, в прозрениях относительно сил, лежащих в основе

творения, иногда открываются 'мотивы', отличные от описанных выше и,