таких прозрений
подчеркивает фантастические ресурсы и неисчерпаемые возможности Абсолютного
Сознания. Другая группа наводит на мысль, что в процессе творения Абсолютное
Сознание ищет что-то, чего ему недостает в изначальном,
48
ПРОЦЕСС ТВОРЕНИЯ
девственном состоянии. В холотропных состояниях эти две, казалось бы,
противоположные позиции не противоречат друг другу и с легкостью
сосуществуют.
БОЖЕСТВЕННЫЙ РОГ ИЗОБИЛИЯ
Побуждение к творению зачастую изображают как стихийную первозданную
силу, которая отражает невообразимое внутреннее богатство и изобилие
Божественного. Космический источник творения настолько огромен и преисполнен
неограниченных возможностей, что не может пребывать в себе и должен выразить
весь свой скрытый потенциал. Переживание данного качества Абсолютного
Сознания иногда сравнивают с рассматриваемыми крупным планом термоядерными
процессами на Солнце, которое для нашей планеты служит животворным началом и
источником энергии. Люди, пережившие такой опыт, видят в Солнце самое
непосредственное из всех выражений божественного, какие можно переживать в
материальном мире, и им становится понятно, почему во многих культурах
Солнце почитали как Бога.
Однако эти люди обычно подчеркивают, что это сходство не следует
понимать слишком буквально, поскольку между Солнцем астрономическим и
Солнцем Космическим - творческим принципом, лежащим в основе творения,
существуют важные различия. Физическое Солнце только лишь снабжает жизненные
процессы необходимой энергией, тогда как божественный источник привносит в
творение Логос, создавая порядок, формы и смысл. Но все же в нашей
повседневной жизни наблюдение за солнцем представляется самым точным
приближением к переживанию божественного источника творения, имеющему место
в холотропном состоянии.
В других описаниях подчеркивается неодолимое желание Вселенского Разума
познать себя, исследовать и испытать весь свой потенциал. И осуществить это
он может только путем экстериори-зации всех своих скрытых возможностей, т.
е. в форме конкретного акта творения, для чего требуется разделение на
субъект и объект, дихотомия наблюдателя и наблюдаемого. Такие прозрения
напоминают толкования процесса творения в некоторых каббалистических
текстах, где говорится, что некогда было состояние небытия, когда 'Бог не
видел Лика своего', и причиной творения стало то, что 'Бог возжелал узреть
Бога'. А вот что писал об этом великий персидский мистик Джалаледдин Руми:
'Я был Тайным Сокровищем, и потому возжелал, чтобы меня узнали... Я создал
всю Вселенную, ибо цель моя была - сделать Себя явным...' (Нтез 1996).
49
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
В описаниях процесса творения часто подчеркивается присутствие в нем
ряда важных дополнительных измерений, а именно шаловливость Творца, его
наслаждение собой и космический юмор. Эти элементы лучше всего описаны в
древних индуистских текстах, где рассказывается о Вселенной и о бытии как о
лиле, или Божественной Игре. Согласно этой точке зрения, творение - это
замысловатая, чрезвычайно сложная космическая игра, которую бог Брахма
творит по своей воле и внутри себя. Он - драматург, задумавший игру, а равно
ее режиссер-постановщик и все актеры, играющие несчетное множество ролей.
Эта космическая игра игр имеет невообразимые масштабы и многие уровни и
измерения.
Творение можно также рассматривать как исполинский эксперимент,
выражающий безмерную любознательность Космического Сознания - ту страсть,
которая подобна одержимости ученого, посвящающего исследованиям всю свою
жизнь. Однако космический эксперимент, конечно же, несравненно сложнее
любого коллективного замысла всех ученых мира. Все замечательные открытия
науки, простирающиеся как в микромир, так и в отдаленные области Вселенной,
лишь легкие царапины на поверхности непостижимой загадки бытия. Наука, какой