бытием. Это узнавание нашей божественной природы, нашей
тождественности с космическим истоком есть самое важное открытие из всех,
какие мы можем сделать в ходе углубленного самоисследования. Именно в этом
заключается суть 'тат твам аси' - знаменитого утверждения из 'Упа-нишад',
древних индийских писаний. Буквальный перевод данной фразы - 'ты есть то',
что означает 'твоя природа божественна' или 'ты - Божественное'. Здесь
обнаруживается, что наше повседневное отождествление с 'эго в капсуле из
кожи', воплощенным индивидуальным сознанием, или 'именем и формой'
(намарупа) является иллюзией и что истинная наша природа - природа
космической творческой энергии (Атман-Брахман).
Это откровение касательно тождественности человека и божественного есть
та первичная тайна, что лежит в основе всех великих духовных традиций, хотя
и выражается в них по-разному. Я уже упоминал, что в индуизме Атман -
индивидуальное сознание и Брахман - вселенское сознание, суть одно. В каких
бы вариантах последователи сиддха-йоги ни трактовали основное положение
своей школы, суть его остается следующей: 'Бог пребывает в тебе
44
КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
таким, каков ты есть'. В буддийских текстах можно прочитать: 'Загляни
внутрь себя, ты есть Будда'. Конфуцианская традиция гласит, что 'небеса,
земля и человек суть единое тело'.
То же самое мы находим и в словах Иисуса Христа: 'Я и Отец - одно' (Ин.
10, 30), а св. Григорий Палама, один из крупнейших богословов Православной
Церкви, писал: 'Ибо Царствие Небесное, более того, Царь наш Небесный...
внутри нас'. Подобно этому, великий иудейский мудрец, каббалист Авраам бен
Шемуэл Абулафиа учил, что 'Он и мы - одно'. Согласно Мохаммеду, 'тот, кто
знает себя, знает своего Бога'. Мансур ал-Халладж, суфийский пророк и поэт,
известный как 'мученик мистической любви', пишет так: 'Я узрел Господа моего
Оком Сердца. Я спросил: 'Кто ты?' Он ответил: 'Ты сам''. За свое утверждение
'Ана'л Хакк', что означает 'Я есм Бог, Абсолютная Истина, Истинная
Реальность', ал-Халладж был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.
БОЖЕСТВЕННОЕ И ЕГО ТВОРЕНИЕ
Теперь мы можем подвести итог сказанному о прозрениях относительно
творческого принципа, природы реальности и нашей собственной природы,
открывающихся в холотропных состояниях сознания. Как мы видели, эти
прозрения повторяют идеи великих духовных традиций мира и наводят на мысль,
что мир плотной материи, характеризуемый трехмерным пространством, линейным
временем и неумолимой причинностью и переживаемый нами в обычных состояниях
сознания, сам по себе не имеет независимого существования. Он не есть
единственная истинная реальность, каковым его изображает материалистическая
наука, он - творение Абсолютного Сознания.
В свете этих прозрений материальный мир нашей повседневной жизни, в том
числе и наше тело, представляется сложным переплетением неправильных
восприятий и толкований. Это забавный и до некоторой степени случайный
продукт космического творческого принципа, бесконечно изощренная
'виртуальная реальность', божественная игра, созданная Абсолютным Сознанием
и Космической Пустотой. Наша Вселенная, содержащая мириады отдельных
сущностей и элементов, по своей глубочайшей природе является
одним-единственным существом исполинских размеров и невообразимой сложности.
То же справедливо для всех других измерений и сфер бытия, какие мы
можем обнаружить в холотропных состояниях сознания. Поскольку между психикой
индивида, любой частью творения и
45
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
самим космическим принципом нет абсолютных границ, то каждый из нас
абсолютно тождествен с божественным источником творения. Таким образом, мы -
коллективно и индивидуально - суть и драматурги, и актеры в этой космической
драме. И поскольку мы в истинной своей природе тождественны с космическим
творческим принципом, мы не можем утолить наши стремления какими бы то ни