Станислав Гроф

Космическая игра

бытием. Это узнавание нашей божественной природы, нашей

тождественности с космическим истоком есть самое важное открытие из всех,

какие мы можем сделать в ходе углубленного самоисследования. Именно в этом

заключается суть 'тат твам аси' - знаменитого утверждения из 'Упа-нишад',

древних индийских писаний. Буквальный перевод данной фразы - 'ты есть то',

что означает 'твоя природа божественна' или 'ты - Божественное'. Здесь

обнаруживается, что наше повседневное отождествление с 'эго в капсуле из

кожи', воплощенным индивидуальным сознанием, или 'именем и формой'

(намарупа) является иллюзией и что истинная наша природа - природа

космической творческой энергии (Атман-Брахман).

Это откровение касательно тождественности человека и божественного есть

та первичная тайна, что лежит в основе всех великих духовных традиций, хотя

и выражается в них по-разному. Я уже упоминал, что в индуизме Атман -

индивидуальное сознание и Брахман - вселенское сознание, суть одно. В каких

бы вариантах последователи сиддха-йоги ни трактовали основное положение

своей школы, суть его остается следующей: 'Бог пребывает в тебе

44



КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

таким, каков ты есть'. В буддийских текстах можно прочитать: 'Загляни

внутрь себя, ты есть Будда'. Конфуцианская традиция гласит, что 'небеса,

земля и человек суть единое тело'.

То же самое мы находим и в словах Иисуса Христа: 'Я и Отец - одно' (Ин.

10, 30), а св. Григорий Палама, один из крупнейших богословов Православной

Церкви, писал: 'Ибо Царствие Небесное, более того, Царь наш Небесный...

внутри нас'. Подобно этому, великий иудейский мудрец, каббалист Авраам бен

Шемуэл Абулафиа учил, что 'Он и мы - одно'. Согласно Мохаммеду, 'тот, кто

знает себя, знает своего Бога'. Мансур ал-Халладж, суфийский пророк и поэт,

известный как 'мученик мистической любви', пишет так: 'Я узрел Господа моего

Оком Сердца. Я спросил: 'Кто ты?' Он ответил: 'Ты сам''. За свое утверждение

'Ана'л Хакк', что означает 'Я есм Бог, Абсолютная Истина, Истинная

Реальность', ал-Халладж был брошен в тюрьму и приговорен к смерти.

БОЖЕСТВЕННОЕ И ЕГО ТВОРЕНИЕ

Теперь мы можем подвести итог сказанному о прозрениях относительно

творческого принципа, природы реальности и нашей собственной природы,

открывающихся в холотропных состояниях сознания. Как мы видели, эти

прозрения повторяют идеи великих духовных традиций мира и наводят на мысль,

что мир плотной материи, характеризуемый трехмерным пространством, линейным

временем и неумолимой причинностью и переживаемый нами в обычных состояниях

сознания, сам по себе не имеет независимого существования. Он не есть

единственная истинная реальность, каковым его изображает материалистическая

наука, он - творение Абсолютного Сознания.

В свете этих прозрений материальный мир нашей повседневной жизни, в том

числе и наше тело, представляется сложным переплетением неправильных

восприятий и толкований. Это забавный и до некоторой степени случайный

продукт космического творческого принципа, бесконечно изощренная

'виртуальная реальность', божественная игра, созданная Абсолютным Сознанием

и Космической Пустотой. Наша Вселенная, содержащая мириады отдельных

сущностей и элементов, по своей глубочайшей природе является

одним-единственным существом исполинских размеров и невообразимой сложности.

То же справедливо для всех других измерений и сфер бытия, какие мы

можем обнаружить в холотропных состояниях сознания. Поскольку между психикой

индивида, любой частью творения и

45


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

самим космическим принципом нет абсолютных границ, то каждый из нас

абсолютно тождествен с божественным источником творения. Таким образом, мы -

коллективно и индивидуально - суть и драматурги, и актеры в этой космической

драме. И поскольку мы в истинной своей природе тождественны с космическим

творческим принципом, мы не можем утолить наши стремления какими бы то ни

было средствами