логикой, а носят эмпирический и трансрациональный характер.
Когда мы переживаем переход от Пустоты к Абсолютному Сознанию или
наоборот, у нас не возникает ощущения абсурдности,
40
КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
которое мы испытывали бы в обычном состоянии сознания, рассматривая
возможность происхождения чего-то из ничего или, наоборот, бесследного
исчезновения в ничто. Напротив, здесь присутствует ощущение самоочевидности,
простоты и естественности процесса, и эмпирические прозрения сопровождаются
чувством внезапного прояснения, или реакцией: 'ну да, конечно'. Поскольку на
этом уровне материальный мир видится как выражение Абсолютного Сознания,
которое, в свою очередь, воспринимается как равнозначное Пустоте,
трансцендентальные переживания такого рода дают неожиданное разрешение самых
трудных и неотступных проблем, занимающих рациональный ум.
Что касается истока бытия, то в этом пункте прозрения людей, переживших
необычные состояния, обнаруживают разительное сходство с прозрениями вечной
философии. Я уже приводил описание космической пустоты, данное в
Праждняпарамита-сутре. А вот фрагмент древнего произведения ^Дао-дэ цзин^,
написанного китайским мудрецом Лао-цзы.
Прежде чем родилась Вселенная,
было нечто бесформенное и совершенное.
Оно безмятежно. Пусто.
Единично. Неизменно.
Бесконечно. Существует вечно.
Оно - матерь Вселенной.
Не ведая лучшего названия,
я назову его Дао, Путь.
Оно протекает через все сущее,
внутри и снаружи, и возвращается
к истоку всего сущего.
А вот что сказал об источнике творения Руми, персидский провидец и
поэт-мистик XIII века: 'Небытие нетерпеливо кипит, ожидая возможности стать
бытием... Ибо кладезь и сокровищница творения Божьего есть не что иное, как
небытие, обретающее явлен-ность'. Здесь хотелось бы привести для сравнения
еще два фрагмента из иудейской мистической традиции. Вот что говорит
каббалист XIII века Азриель Геройский: 'Возможно, вас спросят: 'Как Бог из
небытия сделал бытие? Неужели нет огромной разницы между бытием и небытием?'
Ответ на это таков: 'Бытие присутствует в небытии, выражаясь в форме
небытия, а небытие присутствует в бытии, выражаясь в форме бытия'. Небытие
есть бытие, а бытие есть небытие'. А каббалист XIV века Давид Бен Авраам
хе-Лаван
41
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
пишет: 'Айин, Небытие, является более существующим, чем все, что
существует на свете. Но поскольку оно просто, а все самое простое по
сравнению с самой простотой сложно, то оно зовется Айин'. По утверждению же
христианского мистика Мейстера Экхарта, 'Небытие Бога наполняет весь мир: Он
пребывает везде и нигде'.
СЛОВА ДЛЯ НЕВЫРАЗИМОГО
Откровения относительно абсолютных реальностей, переживаемых в
мистических состояниях сознания, невозможно адекватно выразить нашим обычным
языком. Лао-цзы описал понимание этого факта предельно кратко: 'Путь, что
может быть 'Путь', не есть вечный Путь. Имя, что может быть 'Имя', не есть
вечное имя'. Любые описания и определения должны опираться на слова,
разработанные для обозначения объектов и действий в материальном мире
повседневной реальности. По этой причине, когда мы хотим поведать о
переживаниях и прозрениях, посетивших нас в холотропных состояниях сознания,
обычный язык оказывается несостоятельным и неадекватным. Это особенно
справедливо, когда наши переживания сосредоточиваются на абсолютных
проблемах бытия, таких, как Пустота, Абсолютное Сознание и творение.
Люди, знакомые с восточными философскими учениями, при описании
духовного опыта и прозрений часто обращаются к словам из различных азиатских
языков. Для описания высоких запредельных состояний они используют
санскритские, тибетские, китайские или японские термины, такие, как самадхи
(единение с Богом), шуньята (Пустота), кундалини (змеиная сила), бардо