Станислав Гроф

Космическая игра

буддизма - 'Сутры Сердца Совершенной Мудрости', или

'Алмазной Сутры' (Праджняпарамита-сутра). Этот текст начинается с обращения

Авалокитешвары к Шарипутре: 'Форма есть пустота. Пустота есть форма. Форма

не что иное, как пустота; а пустота нечто иное, как форма. Подобно

этому ощущения, восприятия, построения ума, сознание также суть пустота'.

Любопытно, что понятие вакуума как заполненности и 'насыщенной пустоты'

существует и в современной физике. Поль Дирак, один из основоположников

квантовой физики и 'отец' антиматерии, описывает это следующим образом: 'Вся

материя сотворена из некоего тончайшего субстрата, и творение материи

оставляет в этом субстрате 'дыру', которая проявляется как антиматерия.

Описание данного субстрата как материального неадекватно, поскольку он

однородно заполняет все пространство и не существует методов, какими его

можно было бы обнаружить. Но именно он является той исключительной

материальной формой ничто, из которой создана материя'. Покойный

американский физик Хайнц Пэйджелс (Ра^еЬ 1990) выразил эту мысль еще более

отчетливо: 'Современная физика утверждает, что вакуум - это первооснова всей

физики. Все когда-либо существовавшее или могущее существовать уже

присутствует в этом небытии пространства... и это небытие содержит в себе

все бытие'.

Проводя опыты с высоким ускорением элементарных частиц и их

столкновениями, физики наблюдали возникновение из так называемого

'динамического вакуума' новых субатомных частиц и их возврат в эту матрицу.

Разумеется, сходство здесь только час-

39


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

тичное и заходит не слишком далеко. Вопрос космического творения не

ограничивается происхождением фундаментальных строительных блоков материи.

Он содержит важные аспекты, выходящие за пределы компетенции физики,

например проблему происхождения форм, порядка, законов и смысла. Что же до

Пустоты, которую мы способны переживать в холотропных состояниях, то она,

как представляется, есть не только сырье для феноменального мира, но и

отвечает за все аспекты творения.

Все происходящее в нашей повседневной жизни включает сложные цепи

причин и следствий. Допущение строгой линейной причинности является для

традиционной западной науки необходимой предпосылкой. Еще одна

фундаментальная характеристика материальной реальности заключается в том,

что все процессы в нашем мире протекают согласно закону сохранения энергии.

Энергия не может быть создана или уничтожена, она может быть только

преобразована в другие формы. Такой подход, казалось бы, адекватен для

большинства событий макромира. Однако он отказывает, когда мы прослеживаем

причинно-следственные цепочки вспять, к истокам Вселенной. Применяя этот

подход к процессу космического творения, мы сталкиваемся с огромными

проблемами: если все причинно обусловлено, то какова первоначальная причина

- причина причин, или перводвигатель? Если энергия должна сохраняться, то

откуда она пришла изначально? Каково происхождение материи, пространства и

времени?

Вряд ли можно принять в качестве адекватного рационального объяснения

глубочайшей тайны бытия популярную ныне космоге-нетическую теорию 'Большого

взрыва', гласящую, что материя, время и пространство были одновременно

сотворены из лишенной измерений 'сингулярности' около пятнадцати миллиардов

лет назад. И вообще, у нас в голове не укладывается, что удовлетворительный

ответ на этот вопрос может быть каким угодно, только не рациональным. Однако

характер и порядок решения этих вопросов в трансцендентных переживаниях

совершенно иные. Переживая Абсолютное Сознание, Пустоту и их взаимосвязь, мы

получаем возможность выйти за пределы парадоксов, которые ставят в тупик

ученых, теоретизирующих по поводу материальной Вселенной, управляемой

причинностью и механическими законами. Холотроп-ные состояния могут дать

удовлетворительные ответы на все эти вопросы и парадоксы, только ответы эти

продиктованы не