буддизма - 'Сутры Сердца Совершенной Мудрости', или
'Алмазной Сутры' (Праджняпарамита-сутра). Этот текст начинается с обращения
Авалокитешвары к Шарипутре: 'Форма есть пустота. Пустота есть форма. Форма
не что иное, как пустота; а пустота нечто иное, как форма. Подобно
этому ощущения, восприятия, построения ума, сознание также суть пустота'.
Любопытно, что понятие вакуума как заполненности и 'насыщенной пустоты'
существует и в современной физике. Поль Дирак, один из основоположников
квантовой физики и 'отец' антиматерии, описывает это следующим образом: 'Вся
материя сотворена из некоего тончайшего субстрата, и творение материи
оставляет в этом субстрате 'дыру', которая проявляется как антиматерия.
Описание данного субстрата как материального неадекватно, поскольку он
однородно заполняет все пространство и не существует методов, какими его
можно было бы обнаружить. Но именно он является той исключительной
материальной формой ничто, из которой создана материя'. Покойный
американский физик Хайнц Пэйджелс (Ра^еЬ 1990) выразил эту мысль еще более
отчетливо: 'Современная физика утверждает, что вакуум - это первооснова всей
физики. Все когда-либо существовавшее или могущее существовать уже
присутствует в этом небытии пространства... и это небытие содержит в себе
все бытие'.
Проводя опыты с высоким ускорением элементарных частиц и их
столкновениями, физики наблюдали возникновение из так называемого
'динамического вакуума' новых субатомных частиц и их возврат в эту матрицу.
Разумеется, сходство здесь только час-
39
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
тичное и заходит не слишком далеко. Вопрос космического творения не
ограничивается происхождением фундаментальных строительных блоков материи.
Он содержит важные аспекты, выходящие за пределы компетенции физики,
например проблему происхождения форм, порядка, законов и смысла. Что же до
Пустоты, которую мы способны переживать в холотропных состояниях, то она,
как представляется, есть не только сырье для феноменального мира, но и
отвечает за все аспекты творения.
Все происходящее в нашей повседневной жизни включает сложные цепи
причин и следствий. Допущение строгой линейной причинности является для
традиционной западной науки необходимой предпосылкой. Еще одна
фундаментальная характеристика материальной реальности заключается в том,
что все процессы в нашем мире протекают согласно закону сохранения энергии.
Энергия не может быть создана или уничтожена, она может быть только
преобразована в другие формы. Такой подход, казалось бы, адекватен для
большинства событий макромира. Однако он отказывает, когда мы прослеживаем
причинно-следственные цепочки вспять, к истокам Вселенной. Применяя этот
подход к процессу космического творения, мы сталкиваемся с огромными
проблемами: если все причинно обусловлено, то какова первоначальная причина
- причина причин, или перводвигатель? Если энергия должна сохраняться, то
откуда она пришла изначально? Каково происхождение материи, пространства и
времени?
Вряд ли можно принять в качестве адекватного рационального объяснения
глубочайшей тайны бытия популярную ныне космоге-нетическую теорию 'Большого
взрыва', гласящую, что материя, время и пространство были одновременно
сотворены из лишенной измерений 'сингулярности' около пятнадцати миллиардов
лет назад. И вообще, у нас в голове не укладывается, что удовлетворительный
ответ на этот вопрос может быть каким угодно, только не рациональным. Однако
характер и порядок решения этих вопросов в трансцендентных переживаниях
совершенно иные. Переживая Абсолютное Сознание, Пустоту и их взаимосвязь, мы
получаем возможность выйти за пределы парадоксов, которые ставят в тупик
ученых, теоретизирующих по поводу материальной Вселенной, управляемой
причинностью и механическими законами. Холотроп-ные состояния могут дать
удовлетворительные ответы на все эти вопросы и парадоксы, только ответы эти