Станислав Гроф

Космическая игра

только

в переживании.

Пустота превосходит обычные категории времени и пространства. Она

неизменна и пребывает за пределами всех дихотомий и противоположностей,

таких, как свет и тьма, добро и зло, покой и движение, микрокосм и

макрокосм, муки и блаженство, единственность и множественность, форма и

пустота и даже существование

37


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

и не-существование. Некоторые называют ее Сверхкосмической или

Метакосмической, указывая на то, что эта изначальная пустота, или небытие,

представляет собой принцип, лежащий в основе известного нам феноменального

мира и одновременно доминирующий над ним. Этот метафизический вакуум,

насыщенный потенциалом всего сущего, есть колыбель всякого бытия, абсолютный

исток жизни, а сотворение всех феноменальных миров, следовательно, есть

реализация и конкретизация этого потенциала.

Когда мы переживаем Пустоту, у нас возникает чувство, что она, являясь

истоком всего бытия, содержит в себе все творение. Иными словами, она

представляет собой все бытие, ибо вне ее лона не существует ничего. В

терминах наших обычных понятий и логических норм здесь как будто бы заключен

ряд фундаментальных противоречий. Ведь не может не показаться абсурдом, что

пустота содержит в себе мир феноменов, мир явлений, которые характеризуются

прежде всего наличием формы. Аналогичным образом здравый смысл подсказывает,

что творческий принцип и творение не могут быть одним и тем же и должны

отличаться друг от друга. Однако необычная природа Пустоты выходит за

пределы этих парадоксов.

В следующем примере описание переживания Космической пустоты дает

Кристофер Бах, философ религии, который много лет занимался непрерывными

духовными поисками.

Неожиданно внутри этого мира открылась безмерная Пустота. Для меня она

проявилась как искривление моего визуального поля, словно туда поместили

невидимую чашу, и все очертания загибались за ее края. Ничто не обрывалось и

не разрушалось, но все вытягивалось и останавливалось, обнажая эту

подспудную реальность. Казалось, Бог внезапно сделал паузу между вдохом и

выдохом, и вся Вселенная, вместо того чтобы раствориться, повисла в

вечности, где все остается на своих местах. В бытии разверзлась зияющая

пропасть. Сначала у меня от этого ощущения перехватило дух - и в прямом, и в

переносном смысле, - и я замер в ожидании, когда возобновится движение. Но

движение не возобновилось. Я был в полном сознании, только завис в

абсолютной неподвижности. Как долго это продолжалось, сказать невозможно.

Погруженный в это переживание, я осознал, что то была Пустота, из которой

происходят все формы. Живая Неподвижность, дающая начало всему движению.

Такое бессодержательное переживание концентрированного сознания, являющего

собой до-форму и вне-форму, по всей видимости, было тем, что индийские

философы называли 'шуньята'. Когда движение исподволь возобновилось и формы

снова приня-

38


КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

ли прежний вид, вслед за Пустотой пришло отчетливое ощущение

'таковости'. Явившись из этой Пустоты, я соприкоснулся с гранями

переживаемого существования, 'такого, как оно есть'.

В нескольких случаях людей, переживавших и Абсолютное Сознание и

Пустоту, посещало прозрение, что два этих состояния, несмотря на свою

кажущуюся эмпирическую несовместимость по сути тождественны и равнозначны.

Эти люди, по их словам, наблюдали, как творческое Космическое Сознание

возникало из Пустоты или, наоборот, возвращалось в Пустоту и исчезало в ней.

Другие переживали эти два аспекта Абсолюта одновременно - отождествляясь с

Космическим Сознанием и в то же время осознавая его сущ-ностную пустоту.

Переживание Пустоты как источника творения также может быть связано с

осознанием пустоты, лежащей в основе материального мира. Осознание пустоты

повседневной реальности есть главная идея одного из самых важных духовных

текстов махаянистского