выступая в роли изумленного
наблюдателя, лицезреющего со стороны великую тайну бытия. Или подобно
некоторым мистикам мы можем испытывать экстаз восхищенного любящего,
переживающего встречу с Возлюбленным. Духовная литература всех эпох
изобилует описаниями обоих типов переживаний Божественного.
Суфии говорят, что мы сливаемся с Божественным, подобно тому как
мотылек влетает в пламя и становится с ним един. Шри Рама-на Махариши,
индийский святой и визионер, в одном их своих духовных стихотворений пишет о
'сахарной кукле, которая пошла к океану искупаться и полностью в нем
растворилась'. В противоположность этому испанская женщина-мистик св. Тереза
Авильская, а также Руми, великий персидский поэт, воспевавший Запредельное,
называют Бога Возлюбленным. Бхакты, индийские адепты йоги преданности, также
предпочитают сохранять чувство своей отдельности от Божественного и связи с
Ним. Они не хотят становиться сахарными куклами Шри Раманы Махариши,
полностью теряю-
34
КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
щими свою индивидуальность в космическом океане. Однажды великий
индийский святой и мистик Рамакришна выразительно заявил: 'Я хочу
попробовать сахар, но не хочу им становиться'.
Люди, пережившие вышеописанное, знают, что они встретились с Богом.
Однако большинство из них чувствуют, что термин 'Бог' не передает адекватно
глубину их переживания, так как традиционные религии и культуры исказили,
упростили и дискредитировали его. Даже такие часто используемые понятия, как
Абсолютное сознание и Вселенский разум, совершенно не способны адекватно
описать огромное потрясение от подобной встречи. Некоторые считают, что
переживание Абсолюта лучше всего выразить безмолвием. Для них вполне
очевидно, что знающий молчит, а незнающий
говорит.
Высший принцип может непосредственно переживаться в холот-ропных
состояниях сознания, но не поддается никаким попыткам описать его или
объяснить. Язык, которым мы пользуемся в повседневной жизни, просто
неадекватен данной задаче. Люди, пережившие подобный опыт, как правило,
согласны в том, что высший принцип невыразим, ибо слова и сама структура
нашего языка совершенно не годятся для его описания, особенно если пытаешься
донести это до человека, который не сталкивался ни с чем подобным.
В качестве примера таких откровений приведу рассказ Роберта,
тридцатисемилетнего психиатра, но прошу учесть вышеупомянутые оговорки.
Это переживание началось внезапно и ярко. На меня обрушился космический
гром невероятной мощи, который в один миг потряс и рассеял мою повседневную
реальность. Я совершенно потерял контакт с окружающим миром - он исчез как
по волшебству. Осознание моего каждодневного бытия, моей жизни, моего имени
смутно, точно сновидение, брезжило где-то далеко, на периферии сознания.
Роберт... Калифорния... Соединенные Штаты... планета Земля... Я усиленно
пытался напомнить себе о существовании этих реальностей, но они вдруг
утратили для меня всякий смысл. Архетипичес-кие видения божеств, демонов,
мифологических сфер, которые преобладали в моих предыдущих переживаниях, на
сей раз отсутствовали.
Теперь моей единственной реальностью была исполинская масса вращающейся
энергии, которая как бы в совершенно абстрактной форме содержала все Бытие.
Она была яркой, как мириады солнц, однако же никак не сопоставима со светом,
известным мне из по-
35
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
вседневной жизни. Казалось, я встретился с чистым сознанием, вселенским
разумом и творческой энергией, которые выходили за рамки всех разграничений.
Это было беспредельное и предельное, божественное и демоническое, ужасающее
и благостное, созидательное и разрушительное... и еще много больше.
Увиденное не вмещалось ни в какие понятия и категории. Перед лицом такой
мощи я был неспособен сохранить ощущение себя как отдельного существа. Моя