Станислав Гроф

Космическая игра

выступая в роли изумленного

наблюдателя, лицезреющего со стороны великую тайну бытия. Или подобно

некоторым мистикам мы можем испытывать экстаз восхищенного любящего,

переживающего встречу с Возлюбленным. Духовная литература всех эпох

изобилует описаниями обоих типов переживаний Божественного.

Суфии говорят, что мы сливаемся с Божественным, подобно тому как

мотылек влетает в пламя и становится с ним един. Шри Рама-на Махариши,

индийский святой и визионер, в одном их своих духовных стихотворений пишет о

'сахарной кукле, которая пошла к океану искупаться и полностью в нем

растворилась'. В противоположность этому испанская женщина-мистик св. Тереза

Авильская, а также Руми, великий персидский поэт, воспевавший Запредельное,

называют Бога Возлюбленным. Бхакты, индийские адепты йоги преданности, также

предпочитают сохранять чувство своей отдельности от Божественного и связи с

Ним. Они не хотят становиться сахарными куклами Шри Раманы Махариши,

полностью теряю-

34


КОСМИЧЕСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

щими свою индивидуальность в космическом океане. Однажды великий

индийский святой и мистик Рамакришна выразительно заявил: 'Я хочу

попробовать сахар, но не хочу им становиться'.

Люди, пережившие вышеописанное, знают, что они встретились с Богом.

Однако большинство из них чувствуют, что термин 'Бог' не передает адекватно

глубину их переживания, так как традиционные религии и культуры исказили,

упростили и дискредитировали его. Даже такие часто используемые понятия, как

Абсолютное сознание и Вселенский разум, совершенно не способны адекватно

описать огромное потрясение от подобной встречи. Некоторые считают, что

переживание Абсолюта лучше всего выразить безмолвием. Для них вполне

очевидно, что знающий молчит, а незнающий

говорит.

Высший принцип может непосредственно переживаться в холот-ропных

состояниях сознания, но не поддается никаким попыткам описать его или

объяснить. Язык, которым мы пользуемся в повседневной жизни, просто

неадекватен данной задаче. Люди, пережившие подобный опыт, как правило,

согласны в том, что высший принцип невыразим, ибо слова и сама структура

нашего языка совершенно не годятся для его описания, особенно если пытаешься

донести это до человека, который не сталкивался ни с чем подобным.

В качестве примера таких откровений приведу рассказ Роберта,

тридцатисемилетнего психиатра, но прошу учесть вышеупомянутые оговорки.

Это переживание началось внезапно и ярко. На меня обрушился космический

гром невероятной мощи, который в один миг потряс и рассеял мою повседневную

реальность. Я совершенно потерял контакт с окружающим миром - он исчез как

по волшебству. Осознание моего каждодневного бытия, моей жизни, моего имени

смутно, точно сновидение, брезжило где-то далеко, на периферии сознания.

Роберт... Калифорния... Соединенные Штаты... планета Земля... Я усиленно

пытался напомнить себе о существовании этих реальностей, но они вдруг

утратили для меня всякий смысл. Архетипичес-кие видения божеств, демонов,

мифологических сфер, которые преобладали в моих предыдущих переживаниях, на

сей раз отсутствовали.

Теперь моей единственной реальностью была исполинская масса вращающейся

энергии, которая как бы в совершенно абстрактной форме содержала все Бытие.

Она была яркой, как мириады солнц, однако же никак не сопоставима со светом,

известным мне из по-

35


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

вседневной жизни. Казалось, я встретился с чистым сознанием, вселенским

разумом и творческой энергией, которые выходили за рамки всех разграничений.

Это было беспредельное и предельное, божественное и демоническое, ужасающее

и благостное, созидательное и разрушительное... и еще много больше.

Увиденное не вмещалось ни в какие понятия и категории. Перед лицом такой

мощи я был неспособен сохранить ощущение себя как отдельного существа. Моя

обычная личность распалась и растворилась; я слился с Истоком воедино. Время