не впасть в заблуждение, не сделать какое-либо
божество 'непрозрачным' и не рассматривать его как абсолютную космическую
силу, ибо скорее
надо считать его окном в Абсолют.
Принятие архетипического образа за абсолютный источник творения ведет к
идолопоклонству - а это ошибка опасная и сеющая раздоры, чему не счесть
примеров в истории религии и культуры. Она объединяет людей с одинаковыми
верованиями, но настраивает их против других людей, выбравших для себя иное
представление о божественном. И тогда зачастую имеют место попытки обратить
других в свою веру или покорить их и уничтожить. Напротив, подлинная религия
универсальна, всеобъемлюща и всепримиряю-ща. Она обязана выйти за пределы
архетипических образов, привязанных к той или иной культуре, и
сосредоточиться на абсолютном источнике всех форм. Поэтому самой важной
проблемой в мире религии является природа высшего принципа Вселенной. В
следующем разделе мы рассмотрим такого рода прозрения, открывающиеся в
холотропных состояниях сознания.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КОСМИЧЕСКИЙ
ТВОРЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
О пустота, в которой нет земли,
О пустота, в которой нет неба,
О туманное, бесполезное пространство,
Вечное и безвременное.
Стань миром, явись!
Таитянское сказание о творении
Постигнув того Атмана, что беззвучен, неосязаем, лишен образа, не
гибнет, а также лишен вкуса, вечен, лишен запаха, без начала, без конца,
превыше великого, постоянен, [человек] освобождается из пасти смерти.
Катха-упанитада, 1.3:15 (Перевод А.Я. Сыркина)
АБСОЛЮТНОЕ СОЗНАНИЕ
ПОСЛЕ ТОГО как нам довелось непосредственно пережить духовные измерения
реальности, мысль о том, что Вселенная, жизнь и сознание могли развиться без
участия высшего творческого разума представляется нам абсурдной, наивной и
несостоятельной. Но, как мы видели, переживания одушевленной природы и
встречи с архетипическими персонажами сами по себе не могут полностью
удовлетворить наши духовные запросы. Поэтому в рассказах людей, с которыми
работал, я искал упоминаний о таких состояниях сознания, которые
воспринимались как достижение предельных рубежей человеческого духа. Я
старался выяснить, какие именно переживания выражают ощущение встречи с
высшим вселенским принципом.
Люди, у которых были переживания Абсолюта, полностью удовлетворившие их
духовные искания, как правило, не видели ника-
33
'Гроф
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
ких специфических фигуративных образов. Когда они чувствовали, что
достигли цели своих мистических и философских поисков, их описания высшего
принципа были чрезвычайно абстрактны и поразительно сходны. Всех, кто
рассказывал о таком абсолютном откровении, объединяло удивительное сходство
в эмпирических характеристиках этого состояния. Они говорили о переживании
Высочайшего, которое превосходит все ограничения аналитического ума, все
рациональные категории и все узкие места обычной логики.
Это переживание не было сковано обычными категориями трехмерного
пространства и линейного времени, какие знакомы нам из повседневной жизни.
Оно содержало в неразделимом сплаве все мыслимые полярности и тем самым
превосходило дуальности любого вида. Раз за разом люди сравнивали Абсолют с
сияющим источником света невообразимой силы, одновременно подчеркивая, что
этот свет в некоторых аспектах значительно отличался от других форм света,
известных нам в материальном мире. При описании Абсолюта как света полностью
утрачивается ряд его сущност-ных характеристик, в частности тот факт, что он
являет собой еще и огромное и непостижимое поле сознания, наделенное
бесконечным разумом и созидательной силой.
Высший космический принцип можно переживать двояко. В одних случаях все
границы личности растворяются или разом стираются, и мы полностью сливаемся
воедино с божественным истоком, становясь неотличимыми от него. В других же