лживый и коварный Обманщик, и многие многие
другие. Проходя по сцене, они кланялись в мою сторону, словно ожидая оваций
за свою блистательную игру в божественной драме Вселенной.
Архетипические фигуры второй категории представляют различных божеств и
демонов, относящихся к отдельным культурам,
30
КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ
географическим пространствам и историческим периодам. Например, вместо
обобщенного универсального образа Великой Богини-Матери мы можем созерцать
одну из ее конкретно-культурных форм - например, Деву Марию, индуистских
богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду, греческую Геру и многих других.
Точно так же конкретными образами Ужасной Богини-Матери, кроме описанной
выше свиноподобной Богини малекулан, являются индийская Кали, доколумбовская
змееголовая Коатликуэ или египетская львиноголовая Сехмет. Важно еще раз
подчеркнуть, что эти образы не ограничены расовым и культурным наследием
переживающего их человека. Они могут быть извлечены из мифологии любого
народа, даже если переживающему раньше ничего о них не было известно.
Особенно часты встречи или даже отождествления с различными божествами,
которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем
вернулись к жизни. Эти персонажи, олицетворяющие смерть и воскресение, имеют
тенденцию появляться спонтанно, когда процесс внутреннего самоисследования
достигает перинатального уровня и принимает форму психодуховного
возрождения. В этот миг у многих людей могут, например, возникнуть видения
распятия или они переживают отождествление с муками Иисуса Христа, распятого
на кресте. Появление этой темы в евро-американском ареале вполне объяснимо,
ибо христианство столетиями играет в западной культуре важную роль.
Впрочем, на семинарах по холотропному дыханию, проводившихся в Японии и
Индии, мы также не раз наблюдали интенсивные отождествления с Иисусом. И
происходило это с людьми, воспитанными в буддийской, синтоистской или
индуистской среде. И напротив, во время психоделических и холотропных
сеансов многие англо-саксонцы, славяне и евреи отождествляли себя с Шивой,
Буддой, воскресшим египетским богом Осирисом, шумерской богиней Инан-ной или
греческими божествами (Персефоной, Дионисом, Аттисом и Адонисом). Еще более
удивительным в данных обстоятельствах было отождествление с ацтекским
божеством смерти и возрождения Кецалькоатлем, или Пернатым Змеем, либо с
одним из героев-близнецов майяского эпоса 'Пополь-Вух', поскольку эти
божества
на Западе широко известны.
Встречи с этими архетипическими персонажами производили большое
впечатление и давали новую и подробную информацию, которая не зависела ни от
расовой, культурной или образовательной среды данного индивида, ни от его
прежних знаний о той или иной мифологии. Эти переживания, в зависимости от
природы со-
31
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
ответствующих божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями -
от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса. Люди, пережившие
такие видения, обычно взирали на эти архетипические фигуры с огромным
трепетом и почтением, как на существ высшего порядка, наделенных
невероятными энергиями и силой и способных формировать события в нашем
материальном мире. Иными словами, западные созерцатели смотрели на этих
божеств так же, как представители многих доиндустриальных культур, верившие
в существование божеств и демонов.
Однако никто из индивидов, переживших встречи с архетипи-ческими
персонажами, не воспринимал их как встречи с высшим принципом Вселенной и не
обретал чувства полного понимания бытия. Эти божества сами казались
творениями некой высшей, превосходящей силы. Такое прозрение созвучно идее
мифолога Джозефа Кэмпбелла о том, что эти божества должны быть 'прозрачны
для трансцендентного'. Они служат мостом к божественному источнику, но их не
следует путать с ним. Занимаясь систематическим самоисследованием или