Станислав Гроф

Космическая игра

лживый и коварный Обманщик, и многие многие

другие. Проходя по сцене, они кланялись в мою сторону, словно ожидая оваций

за свою блистательную игру в божественной драме Вселенной.

Архетипические фигуры второй категории представляют различных божеств и

демонов, относящихся к отдельным культурам,

30


КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ

географическим пространствам и историческим периодам. Например, вместо

обобщенного универсального образа Великой Богини-Матери мы можем созерцать

одну из ее конкретно-культурных форм - например, Деву Марию, индуистских

богинь Лакшми и Парвати, египетскую Исиду, греческую Геру и многих других.

Точно так же конкретными образами Ужасной Богини-Матери, кроме описанной

выше свиноподобной Богини малекулан, являются индийская Кали, доколумбовская

змееголовая Коатликуэ или египетская львиноголовая Сехмет. Важно еще раз

подчеркнуть, что эти образы не ограничены расовым и культурным наследием

переживающего их человека. Они могут быть извлечены из мифологии любого

народа, даже если переживающему раньше ничего о них не было известно.

Особенно часты встречи или даже отождествления с различными божествами,

которые были убиты другими или же сами принесли себя в жертву, а затем

вернулись к жизни. Эти персонажи, олицетворяющие смерть и воскресение, имеют

тенденцию появляться спонтанно, когда процесс внутреннего самоисследования

достигает перинатального уровня и принимает форму психодуховного

возрождения. В этот миг у многих людей могут, например, возникнуть видения

распятия или они переживают отождествление с муками Иисуса Христа, распятого

на кресте. Появление этой темы в евро-американском ареале вполне объяснимо,

ибо христианство столетиями играет в западной культуре важную роль.

Впрочем, на семинарах по холотропному дыханию, проводившихся в Японии и

Индии, мы также не раз наблюдали интенсивные отождествления с Иисусом. И

происходило это с людьми, воспитанными в буддийской, синтоистской или

индуистской среде. И напротив, во время психоделических и холотропных

сеансов многие англо-саксонцы, славяне и евреи отождествляли себя с Шивой,

Буддой, воскресшим египетским богом Осирисом, шумерской богиней Инан-ной или

греческими божествами (Персефоной, Дионисом, Аттисом и Адонисом). Еще более

удивительным в данных обстоятельствах было отождествление с ацтекским

божеством смерти и возрождения Кецалькоатлем, или Пернатым Змеем, либо с

одним из героев-близнецов майяского эпоса 'Пополь-Вух', поскольку эти

божества

на Западе широко известны.

Встречи с этими архетипическими персонажами производили большое

впечатление и давали новую и подробную информацию, которая не зависела ни от

расовой, культурной или образовательной среды данного индивида, ни от его

прежних знаний о той или иной мифологии. Эти переживания, в зависимости от

природы со-

31


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

ответствующих божеств, сопровождались чрезвычайно сильными эмоциями -

от блаженного экстаза до цепенящего метафизического ужаса. Люди, пережившие

такие видения, обычно взирали на эти архетипические фигуры с огромным

трепетом и почтением, как на существ высшего порядка, наделенных

невероятными энергиями и силой и способных формировать события в нашем

материальном мире. Иными словами, западные созерцатели смотрели на этих

божеств так же, как представители многих доиндустриальных культур, верившие

в существование божеств и демонов.

Однако никто из индивидов, переживших встречи с архетипи-ческими

персонажами, не воспринимал их как встречи с высшим принципом Вселенной и не

обретал чувства полного понимания бытия. Эти божества сами казались

творениями некой высшей, превосходящей силы. Такое прозрение созвучно идее

мифолога Джозефа Кэмпбелла о том, что эти божества должны быть 'прозрачны

для трансцендентного'. Они служат мостом к божественному источнику, но их не

следует путать с ним. Занимаясь систематическим самоисследованием или

духовной практикой, важно