чертами свиньи. Согласно малекуланской традиции, она сидела у входа в
'нижний мир' и стерегла сложный рисунок священного лабиринта.
У малекулан существовала детально разработанная система обрядов,
включавшая разведение и жертвоприношение свиней. Эта сложная обрядовая
деятельность была направлена на преодоление зависимости от человеческих
матерей, а в конечном итоге и от Пожирающей Матери-Богини. Малекуланы
тратили огромное количество времени, практикуясь в вычерчивании лабиринтов,
ибо данное мастерство считалось необходимым для успешного путешествия к
Запредельному. Джозеф, обладая энциклопедическими познаниями, сумел
разгадать важную часть загадки, с которой я столкнулся в своих
исследованиях. Лишь на один вопрос он ответить не смог:
почему мой пациент во время лечебного сеанса встретился именно с
божеством малекулан? Но так или иначе, подготовка к после-смертному
путешествию для человека, страдающего танатофобией, определенно имеет смысл.
К. Г. ЮНГ И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ
В холотропных состояниях мы обнаруживаем, что наша психика имеет доступ
ко множеству пантеонов различных мифологических персонажей и к тем сферам,
где они обитают. По К. Г. Юнгу, это манифестации изначальных универсальных
моделей, являющихся неотъемлемыми компонентами коллективного
бессознательного. Эти архетипические фигуры можно подразделить на две
категории. Первая включает в себя божественные или демонические существа,
воплощающие специфические универсальные роли и функции. Наиболее известными
из них являются Великая Богиня-Мать, Ужасная Богиня-Мать, Мудрый Старец,
Вечная Юность (Риег Е1егпи5 и Рие11а Е1;егпа), Любовники, Неумолимый
Пожинатель и Обманщик. Юнг обнаружил также, что мужское бессознательное
хранит обобщенное представление женского принципа, называемого Анима.
Двойником
29
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
Анимы служит Анимус - обобщенное представление мужского принципа в
женском бессознательном. Представление же в бессознательном темного,
разрушительного аспекта человеческой личности называется в юнговской
психологии Тенью.
В холотропных состояниях все эти персонажи могут оживать в виде сложных
изменчивых феноменов, топографически конденсирующих несчетные варианты того,
что они собой являют. Здесь я для примера опишу свой собственный опыт
встречи с миром архетипов.
На заключительном этапе сеанса мне открылось видение большой, ярко
освещенной сцены, казалось расположенной где-то за пределами времени и
пространства. Там был великолепный узорный занавес, в орнаменте которого как
бы содержалась вся история мира. Я интуитивно понял, что нахожусь в Театре
Космической Драмы, где главные роли исполняли силы, формирующие человеческую
историю. Я созерцал величественный парад таинственных фигур, которые
выходили на сцену, представлялись и медленно исчезали за кулисами.
Я понимал, что наблюдаемое мною суть персонифицированные универсальные
принципы (архетипы), которые сложным взаимодействием создают иллюзию
явленного мира, ту самую божественную игру, какую индусы называют лилой. Это
были изменчивые персонажи, собравшие в себе множество личностей, функций и
даже сцен. Пока я их наблюдал, они беспрестанно меняли свои формы в
чрезвычайно сложном голографическом взаимопроникновении, являясь одним и
многим сразу. Я сознавал, что эти фигуры обладают множеством различных
граней, уровней и измерений смысла, но никак не мог сосредоточиться на
чем-то конкретном. Каждая из этих фигур словно бы единовременно представляла
суть своей функции и все конкретные проявления выражаемого ею принципа.
Там были: Майя - завораживающая эфирная фигура, символизирующая мировую
иллюзию; Анима - воплощающая вечное Женское Начало; Воин - схожее с Марсом
олицетворение войны и агрессии; Любовники - представляющие все сексуальные
драмы и романы всех времен; царственная фигура Правителя, или Императора;