и сферах. Природа, масштабы и качество этой информации зачастую намного
превосходят наше прежнее интеллектуальное знание той или иной мифологии.
Наблюдения такого рода привели К.Г. Юнга к предположению, что помимо
фрейдовского индивидуального бессознательного существует также коллективное
бессознательное, которое соединяет нас с историческим и культурным наследием
всего человечества.
В качестве иллюстрации я приведу здесь одно из интереснейших
переживаний из тех, которые я наблюдал за все годы работы с необычными
состояниями сознания. Оно касается Отто - одного из моих пражских пациентов,
которого я лечил от депрессии и патологического страха смерти (танатофобии).
На одном из психоделических сеансов Отто пережил чрезвычайно
впечатляющие события психодуховной смерти и возрожде-
27
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
ния. В кульминационный момент переживания перед Отто открылось видение
зловещего входа в преисподнюю, охраняемого ужасной свиноподобной богиней. И
тут он вдруг ощутил настоятельную необходимость начертить особый
геометрический узор.
Несмотря на мою просьбу оставаться во время сеанса в полулежачем
положении с закрытыми глазами и сохранять переживания внутри себя, Отто
открыл глаза, сел и попросил меня принести несколько листов бумаги и
карандаши. Он начертил целый ряд сложных абстрактных узоров, причем,
заканчивая очередной рисунок, с огромным недовольством и отчаянием рвал его
и тут же принимался за новый. Он все больше и больше огорчался, поскольку
никак не мог выразить то, что хотел. Когда я спросил его, что он делает, он
ничего не смог объяснить, только сказал, что почувствовал непреодолимое
желание рисовать эти геометрические узоры, и был убежден, что вычерчивание
правильного узора как бы является необходимым условием для успешного
завершения сеанса.
Было очевидно, что данная тема служила для Отто сильным эмоциональным
стимулом, и поэтому я счел необходимым в ней разобраться. В ту пору я еще
находился под сильным влиянием теории Фрейда и потому изо всех сил старался
определить бессознательные мотивы странного поведения Отто по методу
свободных ассоциаций. Мы работали над этой задачей очень долго, но, увы,
безуспешно. В совокупности все это казалось бессмыслицей. В конце концов
процесс лечения сместился в другие сферы, и я перестал думать на эту тему.
Весь эпизод долгие годы оставался для меня совершенно загадочным.
И вот, когда я уже переехал в США, как-то в Балтиморе один из моих
друзей предположил, что выводы касательно мифологии, к которым я пришел в
результате своих исследований, возможно, заинтересуют Джозефа Кэмпбелла, и
предложил устроить встречу с ним. Очень скоро мы с Кэмпбеллом стали добрыми
друзьями, и он сыграл важную роль в моей личной и профессиональной жизни.
Многие считали Джозефа величайшим мифологом XX века, а возможно, и всех
времен. Человек блестящего интеллекта, он обладал поистине
энциклопедическими познаниями в мировой мифологии. Он проявлял живой интерес
к исследованиям необычных состояний сознания, которые, как он считал, весьма
актуальны при изучении мифологии (СатрЬеП 1972). На протяжении многих лет у
нас состоялось множество удивительных бесед, во время которых я делился с
ним различными наблюдениями не вполне понятных для меня архетипических
переживаний, с которыми я встречался в ра-
28
КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ
боте, и в большинстве случаев Джозеф без труда определял культурные
источники тех или иных символов.
Во время одной из таких бесед я вспомнил приведенный выше эпизод и
пересказал его Джозефу. 'Вот это да! - сказал он ничуть не колеблясь. - Это
же Космическая Мать - Ночь Смерти, Пожирающая Богиня-Мать малекулан,
народности из Новой Гвинеи'. Далее он рассказал, что малекуланы верят, что
им предстоит встретиться с этим божеством в 'путешествии умерших'. Эта