Станислав Гроф

Космическая игра

/>

и сферах. Природа, масштабы и качество этой информации зачастую намного

превосходят наше прежнее интеллектуальное знание той или иной мифологии.

Наблюдения такого рода привели К.Г. Юнга к предположению, что помимо

фрейдовского индивидуального бессознательного существует также коллективное

бессознательное, которое соединяет нас с историческим и культурным наследием

всего человечества.

В качестве иллюстрации я приведу здесь одно из интереснейших

переживаний из тех, которые я наблюдал за все годы работы с необычными

состояниями сознания. Оно касается Отто - одного из моих пражских пациентов,

которого я лечил от депрессии и патологического страха смерти (танатофобии).

На одном из психоделических сеансов Отто пережил чрезвычайно

впечатляющие события психодуховной смерти и возрожде-

27


КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА

ния. В кульминационный момент переживания перед Отто открылось видение

зловещего входа в преисподнюю, охраняемого ужасной свиноподобной богиней. И

тут он вдруг ощутил настоятельную необходимость начертить особый

геометрический узор.

Несмотря на мою просьбу оставаться во время сеанса в полулежачем

положении с закрытыми глазами и сохранять переживания внутри себя, Отто

открыл глаза, сел и попросил меня принести несколько листов бумаги и

карандаши. Он начертил целый ряд сложных абстрактных узоров, причем,

заканчивая очередной рисунок, с огромным недовольством и отчаянием рвал его

и тут же принимался за новый. Он все больше и больше огорчался, поскольку

никак не мог выразить то, что хотел. Когда я спросил его, что он делает, он

ничего не смог объяснить, только сказал, что почувствовал непреодолимое

желание рисовать эти геометрические узоры, и был убежден, что вычерчивание

правильного узора как бы является необходимым условием для успешного

завершения сеанса.

Было очевидно, что данная тема служила для Отто сильным эмоциональным

стимулом, и поэтому я счел необходимым в ней разобраться. В ту пору я еще

находился под сильным влиянием теории Фрейда и потому изо всех сил старался

определить бессознательные мотивы странного поведения Отто по методу

свободных ассоциаций. Мы работали над этой задачей очень долго, но, увы,

безуспешно. В совокупности все это казалось бессмыслицей. В конце концов

процесс лечения сместился в другие сферы, и я перестал думать на эту тему.

Весь эпизод долгие годы оставался для меня совершенно загадочным.

И вот, когда я уже переехал в США, как-то в Балтиморе один из моих

друзей предположил, что выводы касательно мифологии, к которым я пришел в

результате своих исследований, возможно, заинтересуют Джозефа Кэмпбелла, и

предложил устроить встречу с ним. Очень скоро мы с Кэмпбеллом стали добрыми

друзьями, и он сыграл важную роль в моей личной и профессиональной жизни.

Многие считали Джозефа величайшим мифологом XX века, а возможно, и всех

времен. Человек блестящего интеллекта, он обладал поистине

энциклопедическими познаниями в мировой мифологии. Он проявлял живой интерес

к исследованиям необычных состояний сознания, которые, как он считал, весьма

актуальны при изучении мифологии (СатрЬеП 1972). На протяжении многих лет у

нас состоялось множество удивительных бесед, во время которых я делился с

ним различными наблюдениями не вполне понятных для меня архетипических

переживаний, с которыми я встречался в ра-

28


КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ

боте, и в большинстве случаев Джозеф без труда определял культурные

источники тех или иных символов.

Во время одной из таких бесед я вспомнил приведенный выше эпизод и

пересказал его Джозефу. 'Вот это да! - сказал он ничуть не колеблясь. - Это

же Космическая Мать - Ночь Смерти, Пожирающая Богиня-Мать малекулан,

народности из Новой Гвинеи'. Далее он рассказал, что малекуланы верят, что

им предстоит встретиться с этим божеством в 'путешествии умерших'. Эта

богиня представляла собой устрашающее женское существо с характерными