Станислав Гроф

Космическая игра

богатый спектр соответствующих символических

образов, сосредоточенных вокруг рождения, смерти, секса и насилия. Я называю

этот уровень психики перина-тальным, поскольку он связан с биологическим

рождением (греч. реп - 'вокруг, около' и лат. па^а^^5 - 'имеющий отношение к

рождению ребенка'). Я вернусь к этому позднее, в главе, посвященной

исследованию духовных измерений рождения, секса и смерти.

Вторую новую область, включенную в мою картографию, можно назвать

трансперсональной, поскольку основная ее характеристика - переживание выхода

за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные

переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в

него элементы внешнего мира и других измерений реальности. Например, одна из

важных категорий трансперсональных переживаний включает в себя достоверные

эмпирические отождествления с другими людьми, животными, растениями, а также

со множеством иных аспектов природы и космоса.

Большую группу трансперсональных феноменов можно описать на языке того,

что швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1959) называл коллективным

бессознательным. Этот огромный кладезь родовых, расовых и коллективных

воспоминаний содержит все историческое и культурное наследие человечества, а

также те изначальные организующие принципы, которые Юнг назвал 'архетипами'.

Согласно Юнгу, архетипы управляют как процессами в нашей психике, так и

событиями, происходящими в мире вообще. Они - это творческая сила, стоящая

за присущим нашей психике бесконечно богатым миром воображения с его

пантеонами ми-

24


КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ

фологических сфер и существ. В холотропных состояниях содержание

коллективного бессознательного становится доступно для

осознанного переживания.

Тщательное изучение перинатальных и трансперсональных переживаний

показывает, что в конечном счете границы между индивидуальной человеческой

психикой и всем остальным космосом произвольны и возможен выход за их

пределы. Данная работа неоспоримо доказывает, что в конечном итоге каждый из

нас соизмерим с полнотой всего бытия. Практически это означает, что все

воспринимаемое нами в обычном состоянии сознания как объект в холотропном

состоянии сознания может переживаться как соответствующий субъективный опыт.

Помимо переживания элементов материального мы также можем переживать и

множество аспектов других измерений реальности, например встречи с

архетипически-ми существами и мифологическими сферами коллективного

бессознательного.

В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать

в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения,

воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на

клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам

из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного

бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к

воспоминаниям о прошлых воплощениях или даже к следам из жизни наших

животных предков. Мы можем испытать полное сознательное отождествление с

другими людьми, группами людей, животными, растениями и даже с

неорганическими объектами и процессами. В ходе таких переживаний возможно

получить совершенно новую точную информацию о различных аспектах Вселенной,

включая данные, доступ к которым для нас в настоящей жизни по обычным

каналам

невозможен.

Когда мы достаточно глубоко проникли в эти измерения, скрытые от

обычного восприятия, в нашем понимании жизни и природы реальности, как

правило, происходят глубочайшие перемены. И самое главное из всех

метафизических прозрений, которые нам открываются, есть осознание того

факта, что Вселенная не автономная система, развившаяся в результате

механического взаимодействия материальных частиц. Теперь мы уже не можем

принимать всерьез предположение западной материалистической науки, что

история