богатый спектр соответствующих символических
образов, сосредоточенных вокруг рождения, смерти, секса и насилия. Я называю
этот уровень психики перина-тальным, поскольку он связан с биологическим
рождением (греч. реп - 'вокруг, около' и лат. па^а^^5 - 'имеющий отношение к
рождению ребенка'). Я вернусь к этому позднее, в главе, посвященной
исследованию духовных измерений рождения, секса и смерти.
Вторую новую область, включенную в мою картографию, можно назвать
трансперсональной, поскольку основная ее характеристика - переживание выхода
за пределы обычных для человека границ тела и эго. Трансперсональные
переживания необычайно расширяют ощущение персонального тождества, включая в
него элементы внешнего мира и других измерений реальности. Например, одна из
важных категорий трансперсональных переживаний включает в себя достоверные
эмпирические отождествления с другими людьми, животными, растениями, а также
со множеством иных аспектов природы и космоса.
Большую группу трансперсональных феноменов можно описать на языке того,
что швейцарский психиатр К. Г. Юнг (1959) называл коллективным
бессознательным. Этот огромный кладезь родовых, расовых и коллективных
воспоминаний содержит все историческое и культурное наследие человечества, а
также те изначальные организующие принципы, которые Юнг назвал 'архетипами'.
Согласно Юнгу, архетипы управляют как процессами в нашей психике, так и
событиями, происходящими в мире вообще. Они - это творческая сила, стоящая
за присущим нашей психике бесконечно богатым миром воображения с его
пантеонами ми-
24
КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ
фологических сфер и существ. В холотропных состояниях содержание
коллективного бессознательного становится доступно для
осознанного переживания.
Тщательное изучение перинатальных и трансперсональных переживаний
показывает, что в конечном счете границы между индивидуальной человеческой
психикой и всем остальным космосом произвольны и возможен выход за их
пределы. Данная работа неоспоримо доказывает, что в конечном итоге каждый из
нас соизмерим с полнотой всего бытия. Практически это означает, что все
воспринимаемое нами в обычном состоянии сознания как объект в холотропном
состоянии сознания может переживаться как соответствующий субъективный опыт.
Помимо переживания элементов материального мы также можем переживать и
множество аспектов других измерений реальности, например встречи с
архетипически-ми существами и мифологическими сферами коллективного
бессознательного.
В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать
в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения,
воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на
клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам
из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного
бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к
воспоминаниям о прошлых воплощениях или даже к следам из жизни наших
животных предков. Мы можем испытать полное сознательное отождествление с
другими людьми, группами людей, животными, растениями и даже с
неорганическими объектами и процессами. В ходе таких переживаний возможно
получить совершенно новую точную информацию о различных аспектах Вселенной,
включая данные, доступ к которым для нас в настоящей жизни по обычным
каналам
невозможен.
Когда мы достаточно глубоко проникли в эти измерения, скрытые от
обычного восприятия, в нашем понимании жизни и природы реальности, как
правило, происходят глубочайшие перемены. И самое главное из всех
метафизических прозрений, которые нам открываются, есть осознание того
факта, что Вселенная не автономная система, развившаяся в результате
механического взаимодействия материальных частиц. Теперь мы уже не можем
принимать всерьез предположение западной материалистической науки, что