случайным химическим процессам в первозданном океане,
которые соединили атомы и неорганические молекулы в сложные органические
структуры. Далее в процессе эволюции этот органический материал обрел
способность самосохранения, воспроизведения, а также клеточную организацию.
Одноклеточные организмы собирались во все более крупные многоклеточные формы
и в итоге образовали множество видов, населяющих планету Земля, в том числе
Ното 8ар^еп5.
Утверждают, что сознание возникло на более поздних стадиях этой
эволюции за счет сложных физиологических процессов в центральной нервной
системе. Оно является продуктом мозга, и как
22
КОСМОС, СОЗНАНИЕ И ДУХ
таковое размещается внутри черепа. С этой точки зрения сознание и разум
суть функции, свойственные лишь человеку и высшим животным. Они определенно
не существуют и не могут существовать независимо от биологических систем.
Согласно такому пониманию реальности, содержание человеческой психики в
большей или меньшей степени ограничено той информацией, которую мы, начиная
с момента рождения, черпаем из внешнего мира посредством органов чувств.
Здесь западная наука в своей основе соглашается со старым положением
философии британских эмпириков: 'В разуме нет ничего такого, чего бы прежде
не существовало в органах чувств'. Это положение, впервые сформулированное
Джоном Локком в XVIII веке, разумеется, исключает возможность доступа к
информации, не воспринимаемой органами чувств, т. е. возможность
экстрасенсорного восприятия (ЭСВ), такого, как телепатия, ясновидение или
переживание нахождения вне тела при четком видении событий, происходящих в
отдаленных местах.
Вдобавок природа и степень нашего сенсорного восприятия определяются
физическими характеристиками окружающей среды, а также физиологическими
свойствами и ограниченностью наших органов чувств. Например, мы не можем
видеть объекты, если отделены от них плотной стеной. Мы теряем из виду
корабль, если он уплыл за горизонт, и не можем наблюдать обратную сторону
Луны. Точно так же мы не можем слышать звуки, если акустические волны,
возбужденные неким внешним событием, не достигают нашего слуха с достаточной
силой. Находясь в Сан-Франциско, мы не можем видеть и слышать, что делают
наши друзья в Нью-Йорке, если, разумеется, это восприятие не опосредовано
какими-либо современными техническими устройствами, например телевизором или
телефоном.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СО СТОРОНЫ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЗНАНИЯ
Переживания, имеющие место в холотропных состояниях сознания, бросают
серьезный вызов столь узкому пониманию потенциала человеческой психики и
пределов нашего восприятия. Переживаемое нами в этих состояниях отнюдь не
ограничивается воспоминаниями о нашей нынешней жизни и фрейдовским
индивидуальным бессознательным, как нам внушали ученые-материалисты.
Холотропные переживания выходят далеко за пределы того, что
англоамериканский писатель и философ Алан Уоттс в шутку назвал
23
КОСМИЧЕСКАЯ ИГРА
'эго, заключенным в кожу'. Они способны вывести нас на широкие просторы
психики, которые пока не исследованы западными психологами и психиатрами. В
попытках описать и классифицировать совокупность явлений, возможных в этих
состояниях, я набросал новую карту человеческих переживаний, расширяющюю
традиционное понимание психики. Здесь я обрисую эту картографию лишь в общих
чертах, более подробное ее описание вы найдете в моих предыдущих книгах
(Ого{ 1975, 1988).
Чтобы учесть все переживания, которые могут возникать в хо-лотропных
состояниях, мне пришлось радикально расширить сложившееся на Западе
понимание психики, добавив к нему две большие области. Первая из них - это
хранилище сильных физических и эмоциональных ощущений, связанных с травмой
рождения, таких, как невероятные физические боли в разных частях тела,
ощущения удушья, переживание сильной тревоги, безнадежности и ярости. Кроме