Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

в которых они будут продолжать жить. Они -- быть может. Но

-- я?


Впрочем, даже этого не произойдет. Не будет переноса даже 'частей'

моего существования в будущий век.


По поверхности Великого Ничто идет рябь. А при волнообразном движении,

как известно, не происходит переноса материи. Просто новые сочетания

новых частиц вовлекаются в то же движение, что ранее произошло с

соседними частицами. Это и есть закон кармы: в каких движениях

участвуют 'мои' нынешние элементы (как телесные, так и психические)

зависит от того, как колебались предшествующие частицы и каким образом

они привели в движение те элементы, сцепление которых временно

составило 'меня'. В свою очередь, колебания, проходящие в данный

момент через 'меня', произведут в соседних областях Вселенной

некоторые следствия -- и тогда там сложится очередной иллюзорный

узор.


Человек происходит, говорят буддисты, подобно тому, как от одной

лампы зажигается другая. Обе лампы остаются различны одна от другой, и

не имеют между собою ничего общего, кроме того только, что вторая

лампа не могла быть зажжена без первой. Дерево приносит плоды, и из

его плодов вырастает новое дерево. Последнее дерево не то же, что

первое, а только плод его существования. Человек походит на дерево,

его поведение -- на плоды, а сила, оживотворяющая плод -- есть

пожелание. Пока длится это пожелание, продолжается ряд существ, но

лишь только оно погасает, тело разбивается и душа совершенно гаснет

как лампа, в которой выгорело все масло.


Естественно, что, как пишет крупнейший русский буддолог Ф. И.

Щербатской, такая 'религия не знает ни Бога, ни бессмертия души, ни

свободы воли. Мысль о существовании в нас души, т. е. особой, цельной

духовной личности, признается злейшей ересью и корнем всякого

зла' [785].


Будда не признает ни нынешнего существования личности, ни тем более

последующего. С его точки зрения 'совершенно абсурдна' идея, что после

смерти что-то может продолжать существование и жить вечно [786]. Будда

отстаивает этот тезис с целью радикального разрушения эгоизма: нет во

мне ничего такого, что могло бы послужить основой для эгоцентризма. Но

не слишком ли радикальное он прописывает лекарство?


Итак, с точки зрения буддизма никакое переселение душ невозможно. Это

настолько очевидно, что трудно предполагать, что это обстоятельство

было неизвестно Блаватской или Рерихам. И в самом деле, в их

произведениях немало текстов, вполне по-буддистски трактующих судьбу

человека. 'Человек есть комплекс сочетаний', -- пишет Е. Рерих [787].

'Вы сами есть совпадение частиц материи', отнюдь не ругается, а именно

торжественно возвещает 'Живая Этика' (Община, 156). Некоторый пучок

этих энергий, попавших некогда в сцепление между собой, и есть

'индивидуальность' ('личность', 'монада'). 'Человек должен осознать

себя как ансамбль макро- и микро-космических отношений', -- пишет

проповедник оккультизма [788], давая тем самым понять, каким

вдохновением дышал Маркс, видевший сущность человека как ансамбль

отношений (в его концепции, правда, уже не космических, а

общественных). И все же в целом 'теософы оказались совершенно не

способны (да, видимо, и не пытались) понять буддийское учение об

анатмане (иллюзии человеческого 'я')' [789].


Поэтому нельзя не сделать три замечания по поводу теософского

необуддизма.


1. Теософы вполне сознательно совмещают буддизм философский и

вульгарный (то есть кроме проповеди философского имперсонализма они

весьма часто начинают уверять своих читателей в том, что возможно

сохранение какой-то индивидуальной идентичности между разными

перевоплощениями). Для завлечения религиозно необразованных масс они

создали популярно-пропагандистский вариант реинкарнационного мифа,

обещающий людям бессмертие их индивидуальности. Показной оптимизм

высказывается в рекламных уверениях типа того, что Е. Блаватская в

1924 г. воплотилась в мальчика венгра *. Н. К. Рерих воплощался как

Леонардо да Винчи [790]. Ориген был Апполонием Тианским [791]'. Перикл

-- Пифагором [792]. Со временем теософы прямо откроют тайну, на

которую