Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

/>

Увы, 'кармическая диагностика' на деле превращается в копание в грехах

ближних. С.Н.Лазарев, например, рассказывает, как он лечил 'порчу',

переданную через икону, написанную в прошлом веке художником, никак

не связанным с нынешними обитателями той квартиры, где его икона

оказывает неблагоприятное воздействие. 'Диагностика', проведенная

Лазаревым через столетие, показала, что иконописец писал икону ради

денег, без духовного подъема -- поэтому она вобрала в себя 'негативную

энергетику', которую и выплескивает на людей... Вывод: 'Иконы,

написанные человеком в обычном состоянии, даже освященные в церкви,

могут наносить вред их владельцам' [913].


Особенно любит Лазарев рассказывать ужасные истории о том, как

родители портят карму своим детям. Например, мальчик болеет от того,

что за три года до его рождения отец держал иконы в баре [914].

Лазарев это считает нормальным. Но Бог, возвещенный Евангелием, не

столь злопамятен, как закон кармы...


То, чем занимается Лазарев, слишком часто оказывается поиском чужих

грехов -- грехов предков. Лазаревская 'Диагностика кармы' просто

безнравственна: 'Допустим, у меня есть кармические нарушения: мой отец

или мать кого-то ненавидели' [915]. С библейских пор выглядывание

греха в своем отце называется хамством...


Закон кармы, оказывается, не есть закон перевоплощений: виноват

оказываюсь не только я, но и мои родители и более далекие предки, и

просто все остальные люди, ибо 'на полевом уровне мы едины' [916]. Это

значит, что у моих несчастий может быть любая причина. Лазарев

приводит слова своей ассистентки: 'Ты пойми, что все вокруг живое:

телевизор, холодильник, все предметы в доме. И если ты к ним плохо

относишься, они тебе отвечают тем же' *.


----------------------

* Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Кн.1, с. 124. Это она Блаватской

начиталась. Теософка э 1 писала, что 'гилозоизм есть высший аспект

Пантеизма' (Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. -- Рига, 1937.

Т.2, с. 201).


В оккультной доктрине, видящей 'все во всем', конкретные причины и

следствия оказываются неразличимы. Все связано со всем. И все что

угодно может быть причиной чего угодно. Пантеистическая философия

'холизма', то есть восприятие мира как абсолютно единого и тотально

взаимосвязанного целого позволяет увидеть причины моих бед вовне, в

других людях и в событиях, прямым участником которых я не был. Карма

людей заложена еще в прототуманностях. Оттуда ползет неизбежная цепь

причин и следствий, которые ныне определяют наши судьбы и характеры.

Из теософских доктрин можно заключить, что все события на Земле -- это

следствия чьих-то грехов на Сатурне или Венере, в наказание за которые

более высокие духи обречены воплощаться в 'низших мирах'. Например,

'тяжкая Карма Пятой Расы' (то есть современного человечества) была

порождена атлантами [917].


Аналогично и лазаревская 'диагностика' ссылками на 'иные миры и иные

жизни' может объяснить все, а, значит, не объясняет ничего.


Но кроме того, книжка Лазарева еще и философски безграмотна. Ведь

первый постулат 'кармической философии' гласит, что любое 'я'

иллюзорно. И поэтому начинать диагноз со слов: 'В прошлой жизни Вы

были мужчиной и жили в Австралии' [918] или 'В прошлой жизни вы жили в

Тибете, у Вас были большие способности' [919] -- это значит просто

работать непрофессионально. Та философская традиция, на которую

ссылается Лазарев -- традиция тибетских и индийских философских школ

-- отрицает само существование человеческой души.


Вторая книга Лазарева являет еще большее отступление автора от канонов

индийской философии. С точки зрения последней, закон кармы действует

сам по себе, и у него нет своего рода 'судебных исполнителей'.

Действие закона кармы не персонализировано ни в ком. Действие

человека само порождает свое следствие. Усилить или погасить его могут

лишь действия самого же человека. Если человек копил добро и духовное

благо в одной своей жизни -- то индивид, порожденный итогом жизни

такого подвижника, также будет способен к духовному восхождению и к

прибавлению духовного капитала к тому, через который