Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

к выводу о том, что Вселенная

-- это 'открытая система', 'за пределами' которой есть Источник бытия.

Бог -- хранитель всея вселенныя. Бог удерживает мир в бытии. И то, за

что ценит и благодарит Творца западная мысль, оказывается причиной, по

которой истинный буддист должен сторониться мира богов. Боги,

признаваемые буддизмом, невечны. Но все же они причастны к оформлению

бытийного потока и включены в него. Тот, кто неосторожно причастится к

миру богов, и сам задержится в бытии слишком надолго. Он слишком долго

будет влачить цепи существования (пусть даже блаженно-божественного) и

тем самым надолго отдалит от себя момент своей личной нирванизации.


Христиан зовет к себе Бог, буддистов -- Пустота. 'Высшее состояние

Нирваны есть высшее состояние не-бытия. Приходит время, когда вся

бесконечность спит или отдыхает, когда все вновь погружено в одну

вечную и несотворенную сумму всего. Сумму латентной бессознательной

потенциальности', -- говорят Махатмы [850]'. У этого состояния

бессознательного и бестворческого 'потенциального бытия', то есть

стояния на грани жизни и уничтожения, в языке христианского богословия

есть свое имя: 'ад'. Во всей своей страшной реальности над буддистами

могут сбыться слова Христа: 'Где сокровище ваше, там и сердце ваше';

куда устремлен своими мечтами человек -- туда и определит он себя

навечно. Желал ли ты пустоты? Небытия? Распада? -- Приими.


Итак, хотя и обещают как Христос, так и Будда свободу от смерти своим

последователям -- но сколь разные орудия они предлагают для достижения

этой цели! Будда желает избавить людей от жизни, Христос -- от смерти.

'Испугавшись телесной смерти, -- пишет Н.О.Лосский, -- Готама ищет

спасения в смерти абсолютной, в совершенном уничтожении бытия' [851].



21. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ И БУДДИЗМ


Итак, буддизм и христианство достаточно различны. Радикально различны.

Разное понимание источника греха. Разное понимание следствия греха.

Разное понимание человека. Разное понимание Бога. Разное понимание

цели духовного пути. Разное понимание средств. И каждое из этих

различий не может быть отнесено к типу взаимодополняющих инаковостей.

Это именно отношения противоречия.


Заметить и осознать это различие не значит проявить агрессивность.

Напротив, умолчание об этой разнице сегодня становится опасным.

Европоцентризм в конце XX столетия явно сменяется тибетоцентризмом.


Преклонение перед Тибетом проникло даже в фантастическую литературу.

Эта не слишком научная фантастика обещает рай на земле, если буддизм

'планетарно' восторжествует над Евангелием. У американского писателя

Артура Кларка есть роман 'Большая глубина'. По сюжету персонаж,

борющийся за права животных, решает встретиться с далай-ламой и

заручиться его поддержкой. Далее следует религиеведческий прогноз

Кларка: 'Глупо недооценивать могущество религии, даже такой

миролюбивой и терпимой как буддизм. Всего сто лет назад это было бы

немыслимо. Но коренные политические и социальные перемены последних

десятилетий подготовили почву. Три главных конкурента буддизма

потерпели крах, и среди всех религий он один еще сохранял заметную

власть над умами. Христианство, не успев оправиться от ударов,

нанесенных ему Дарвином и Фрейдом, было окончательно добито

археологическими открытиями конца XX столетия. Индуизм с его

изумительным пантеоном богов и богинь был обречен на гибель в век

научного рационализма. И, наконец, мусульманство, подорванное теми же

факторами, совершенно утратило престиж, когда восходящая звезда

Давида затмила тусклый полумесяц Пророка. Эти три веры не исчезли

окончательно, однако их былой власти пришел конец. Только учение

Будды, заполнив вакуум после других верований, ухитрилось не только

сохранить, но и укрепить свое влияние. Буддизм -- не религия, а

философия, он не основан на откровениях, поэтому удары, сокрушившие

прочих великанов, не причинили ему ущерба. Франклин отлично знал, что

одно из основных правил буддизма -- уважение ко всему сущему' [852].


Единственное, чего, похоже, не знал Франклин, так это то, что

далай-лама глава не философского кружка, а ламаистского