Диакон Андрей Кураев

Буддизм и христианство (Часть 4)

Диакон Андрей Кураев. Буддизм и христианство (Часть 4)

Диакон Андрей Кураев. Буддизм и христианство (Часть 4)


---------------------------------------------------------------

(Четвертая Часть первого тома 'Сатанизма для интеллигенции'. -- М., 1997)

* Origin: ExLibris #20 (2:463/192.21 - let@danch.kiev.ua)

---------------------------------------------------------------



Содержание


18. ЕСТЬ ЛИ ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ В БУДДИЗМЕ?


Иллюзия личности. Путь к освобождению от нее. 'Требуется интенсивное

самоотрицание'. Небуддистский характер идеи бодхисатвы. 'Я' и 'мое'.

Антибуддистский характер теософской доктрины.


19. ПРОКЛЯТИЕ САНСАРЫ


Нежелательность перевоплощений для буддиста. 'Путь освобождения'.

Оптимизм теософии как антибуддистская ее черта. Христианство:

радостная весть о единственности жизни.


20. НИРВАНА И ЦАРСТВО БОЖИЕ


Буддистская и христианская аскетика. Негативный характер Нирваны.

Нирвана как Warmetodt.


21. ВЕРОТЕРПИМОСТЬ И БУДДИЗМ


Артур Кларк о будущем христианства и буддизма. Полемика Будды с

другими религиями. Притча о слоне и слепцах. 'Теория проекции'. Судьба

буддизма в Индии. Синтез буддизма и шаманизма. Преследования христиан

в Японии. 'Буддизм -- единственно достойный противник христианства'.


22. КАРМА И ПОКАЯНИЕ


Покаяние: освобождение от прошлого. Космологические условия свободы

человека. Отрицание этих условий в теософии. 'Христианин может разбить

себе лоб, кладя земные поклоны...' Любовь и справедливость. Может ли

Бог прощать? 'Владыка Кармы' -- Люцифер.


23. 'ДИАГНОСТИКА КАРМЫ' И ДИАГНОСТИКА СОВЕСТИ


Книги С.Н.Лазарева и их этическая, философская и оккультная

неразборчивость. Смирение и покаяние у Лазарева и у Святых Отцов.


Примечания


18. ЕСТЬ ЛИ ИДЕЯ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ДУШ В БУДДИЗМЕ?


Религии различны. Индус гордится духовной силой. Но то, что

он зовет духовным, совсем не совпадает с тем, что мы зовем

праведным. Это значит скорее 'не относящийся к плоти' или

'властвующий над материей', словом -- относится не к

нравственности, а к естеству, к господству над стихиями. Ну,

а мы -- не такие, даже если мы не лучше, а намного хуже.


Г. К. Честертон [765]


Теософия рекламирует себя в качестве синтеза всех религий и даже

более -- в качестве сокровенного содержания, которое уже наличествует

во всех религиях. На деле же она равно безапелляционно насилует

вероучительные основы всех религий. Как теософия расправляется с

христианством -- мы еще увидим. Пока же посмотрим, насколько

корректно утилизуется ею индийский религиозный материал.


Центральная идея теософии -- реинкарнация. И чем настойчивее

пропагандируется эта идея в современном западном и российском

оккультизме, тем яснее надо представлять себе, что реинкарнационный

миф теософов имеет весьма мало общего с философской идеей

реинкарнации, как она известна в религиях Индии.


Для сопоставления удобнее всего избрать буддизм именно потому, что

теософия выдает себя за 'эзотерический буддизм'.


Между буддизмом историческим и теософско-эзотерическим два основных

различия:


Во-первых, буддизм не знает никакого 'переселения душ'. Европейские

приверженцы теософии склонны считать, что их личность, их 'душа'

сможет жить вновь в другой телесной оболочке. Однако буддизм убежден в

том, что никакой 'личности' не существует, есть лишь иллюзия 'души'.

Новую жизнь обретает не моя личность, а те элементы, из которых

складывается моя жизнь (как телесная, так и психическая). Европейская

популярная кармическая идеология убеждена, что душа может сменить

тело и психическое наполнение своей жизни на новые -- так, как меняют

ветхую одежду. Буддийская философия полагает, что все будет наоборот:

действия, произведенные моим сознанием, породят некие последствия и

эти последствия будут создавать новые. Мое 'Я' как раз умрет и умрет

безвозвратно. Последствия же моей жизни будут сказывать