последовательное
проведение их. Но если мы отдадимся догматизму, то мы должны отказаться от
самостоятельности 'я' и сделать его зависимым от 'вещи в себе'. В обратном
положении находимся мы, когда склоняемся к идеализму. Какую из систем хочет
избрать тот или другой философ, это Фихте всецело предоставляет желанию 'я'.
Но если оно хочет сохранить свою самостоятельность, то пусть откажется от
веры в вещи вне нас и отдастся идеализму.
Теперь не хватает еще только соображения, что 'я' не может вовсе прийти
к действительному, обоснованному решению и определению, если оно не
предположит нечто, что ему в этом поможет. Всякое определение, исходящее из
'я', останется пустым и бессодержательным, если 'я' не найдет чего-то
содержательного, до конца определенного, что сделает ему возможным
определение данного и через это позволит произвести выбор между идеализмом и
догматизмом. Но это до конца содержательное есть мир мышления. И определять
данное через мышление называется познавать. Мы можем раскрыть Фихте, где
захотим: всюду мы найдем, что ход мыслей сейчас же приобретает твердую
почву, лишь только мы помыслим совсем сырую, пустую у него деятельность 'я'
наполненной и упорядоченной тем, что мы назвали процессом познания.
То обстоятельство, что 'я' через свободу может перейти к деятельности,
делает для него возможным осуществить из себя, через самоопределение,
категорию познания, между тем как в остальном мире категории оказываются
связанными через объективную необходимость с соответствующим им данным.
Исследование существа свободного самоопределения станет задачей основанных
на нашей теории познания этики и метафизики. Им придется также исследовать
вопрос, может ли 'я' осуществить еще другие идеи, кроме познания. Но что
осуществление познания происходит через свободу - это ясно следует уже из
сделанных выше замечаний. Так как, когда непосредственно данное и присущая
ему форма мышления соединяются через 'я' в процессе познания, то соединение
остающихся иначе всегда разделенными в сознании двух элементов
действительности может происходить только через акт свободы.
Но наши рассуждения бросают еще совершенно иной свет на критический
идеализм. Для того, кто подробно занимался системой Фихте, как бы задушенным
желанием этого философа является сохранение положения, что в 'я' ничто не
может войти извне и что в нем не встречается ничего такого, что не было бы
положено первоначально им самим. Между тем бесспорно, что никакой идеализм
никогда не будет в состоянии вывести из 'я' ту форму содержания мира,
которую мы обозначили как непосредственно данную. Эта форма может быть
именно только дана, а никогда не построена из мышления. Взвесим только, что
мы не были бы в состоянии, даже если бы нам была дана вся остальная шкала
цветов, дополнить исходя из 'я' хотя бы один недостающий цветовой оттенок.
Мы можем составить себе картину самых отдаленных, никогда не виданных нами
стран, если мы однажды индивидуально пережили соответствующие элементы как
данные. Мы комбинируем себе тогда образ, сообразно данным указаниям из
пережитых нами отдельных фактов. Но напрасно будем мы стремиться к тому,
чтобы сочинить из себя хотя бы один только элемент восприятия, никогда не
бывший в области нам данного. Но одно дело - простое знание данного мира;
другое дело - познание его существа. Это существо не станет для нас ясным,
несмотря на то, что оно тесно связано с содержанием мира, пока мы сами не
построим действительности из данного и мышления. Настоящее 'что' данного
полагается для 'я' только самим этим последним. У 'я' не было бы никакого
повода полагать сущность данного в себе, если бы оно не видело сначала перед
собою вещь в совершенно лишенном определения образе. Итак, то, что
полагается этим 'я' как существо мира, полагается не без 'я', а через это
последнее.
Истинный образ действительности - это не тот первый, в котором она
появляется перед 'я', а последний, который 'я' создает из первого. Тот