как только постиг его идею. Лишь благодаря этому он является
моим поступком. Кто действует только потому, что признает определенные
нравственные нормы, у того поступок оказывается результатом начертанных в
его моральном кодексе принципов. Он - просто исполнитель. Он - автомат более
высокого порядка. Закиньте в его сознание какой-либо повод к поступку, и
тотчас же механизм его моральных принципов придет в движение и сработает
надлежащим образом, чтобы реализовать какой-нибудь христианский, гуманный,
кажущийся самоотверженным поступок или же поступок, преследующий цели
культурно-исторического прогресса. Лишь следуя своей любви к объекту, я сам
совершаю собственный поступок. Я действую на этой ступени нравственности не
потому, что признаю над собой какого-нибудь господина, или внешний
авторитет, или так называемый внутренний юлос. Я не признаю никакого
внешнего принципа моего поведения, так как я в себе самом нашел основание
поведения, любовь к поступку. Я не подвергаю рассудочной проверке, является
ли мой поступок добрым или злым; я совершаю его оттого, что я его люблю. Он
бывает 'добр', когда моя погруженная в любовь интуиция находится в
правильном отношении к интуитивно переживаемой мировой связи; он 'зол',
когда это не так. И я не спрашиваю себя, как поступил бы другой человек в
моем случае? - но я поступлю так, как к этому чувствует себя побужденной
именно моя особая индивидуальность. Не что-либо общепринятое, не всеобщий
обычай или общечеловеческое правило, не какая-нибудь нравственная норма
непосредственно руководит мной, а моя любовь к деянию. Я не чувствую
никакого принуждения - ни принуждения природного, которое руководило бы мною
при моих влечениях, ни принуждения нравственных заповедей, но я просто хочу
совершить то, что лежит во мне самом.
Защитники всеобщих нравственных норм могли бы, пожалуй, возразить на
эти рассуждения: если каждый человек будет стремиться только к тому, чтобы
изживать самого себя и делать то, что ему угодно, тогда не будет никакой
разницы между хорошим поступком и преступлением; всякое заложенное во мне
мошенничество имеет такое же право изживать себя, как и намерение служить
всеобщему благу. Решающее значение для меня, как нравственного человека,
может иметь не то обстоятельство, что я наметил себе какой-нибудь поступок
сообразно идее, а опробование того, окажется ли этот поступок добрым или
злым. Только в первом случае я его и совершу.
Мой ответ на это легко напрашивающееся и все же возникающее лишь из
непонимания того, что здесь разумеется, возражение состоит в следующем: кто
хочет познать сущность человеческого воления, тот должен различать между
путем, который доводит это воление до определенной степени развития, и тем
своеобразным характером, который принимает воление, приближаясь к этой цели.
На пути к этой цели нормы играют свою правомерную роль. Цель же состоит в
осуществлении чисто интуитивно постигнутых нравственных целей. Человек
достигает указанных целей в той мере, в какой он обладает способностью
вообще возвышаться до интуитивно постигаемого идейного содержания мира. В
отдельном волении к этим целям по большей части примешиваются в качестве
побуждения или мотива другие элементы. И все-таки интуиция может
предопределяюще участвовать или соучаствовать в человеческой воле. Что
человек должен делать, то он и делает; он является ареной, на которой
долженствование становится действием; но его собственный поступок - это тот,
которому как таковому он дает возникнуть из самого себя. Побуждение может
быть при этом только чисто индивидуальным. И поистине индивидуальным может
быть только такой волевой поступок, который возник из интуиции. Деяние
преступника, что-либо злое может быть названо изживанием индивидуальности в
том же смысле, как и воплощение чистой интуиции, только в том случае, если
мы причислим к человеческой индивидуальности также и слепые влечения. Но
слепое влечение, толкающее на преступление, проистекает не из интуиции и
принадлежит не к индивидуальному в человеке, а к наиболее всеобщему в нем, к
тому, что в одинаковой степени сказывается у всех индивидуумов и из чего
человек высвобождается с помощью своего индивидуального. Индивидуальное во
мне не есть мой организм, с его влечениями п чувствованиями, но оно есть
единый