из восприятия.
Всякий род бытия, допускаемый вне области восприятия и понятия, должен
быть отнесен к сфере неправомерных гипотез. К этой категории принадлежит и
'вещь в себе'. Совершенно естественно, что дуалистический мыслитель не может
найти связь между гипотетически принятым мировым принципом и опытно данным.
Содержание для гипотетического мирового принципа может быть добыто лишь в
том случае, если мы почерпнем его из мира опыта и обманем себя относительно
этого факта. Иначе он останется понятием, лишенным содержания, мнимым
понятием, имеющим лишь форму понятия. Дуалистический мыслитель утверждает
тогда, как правило, будто содержание этого понятия недоступно нашему
познанию и мы можем знать лишь, что такое содержание существует, а не то,
что именно существует. В обоих случаях преодоление дуализма невозможно. Если
внести в понятие 'вещи в себе' несколько абстрактных элементов из мира
опыта, то все же остается невозможным свести богатую конкретную жизнь опыта
к нескольким свойствам, заимствованным в свою очередь из того же восприятия.
Дюбуа-Реймон полагает, что невоспринимаемые атомы материи своим положением и
движением вызывают ощущения и чувствования, и затем приходит к выводу: мы
никогда не сможем найти удовлетворительное объяснение того, каким образом
материя и движение порождают ощущение и чувствование, ибо оставалось бы
'совершенно и навсегда непонятным, если бы какому-нибудь числу углеродных,
водородных, азотных, кислородных и т. д. атомов было не безразлично, как они
лежат и движутся, как они лежали и двигались и как они будут лежать и
двигаться. Никоим образом нельзя понять, как из их взаимодействия могло бы
возникнуть сознание'. Этот вывод характерен для всего означенного
направления мышления. Из богатого мира восприятий выделяются два элемента:
положение и движение. Они переносятся на измышленный мир атомов. И затем
наступает удивление, что из этого самодельного и заимствованного из мира
восприятия принципа не может быть развита конкретная жизнь.
То, что работающий с совершенно бессодержательным понятием о 'вещи в
себе' дуалист не может прийти ни к какому объяснению мира, это следует уже
из указанного определения его принципа.
В каждом случае дуалист чувствует себя вынужденным ставить нашей
способности познания непреодолимые пределы. Сторонник монистического
мировоззрения знает, что все необходимое для объяснения данного ему явления
мира должно лежать в пределах последнего. Препятствием к достижению им этого
объяснения могут быть только случайные временные или пространственные
границы или недостатки его организации. Именно: не человеческой организации
вообще, а лишь его собственной особенной и индивидуальной организации.
Из понятия познавания, как мы его определили, следует, что о границах
познания не может быть речи. Познание не есть какое-то общее мировое дело;
оно есть предприятие, которое человек должен решать с самим собой. Вещи не
требуют никакого объяснения. Они существуют и действуют друг на друга по
законам, которые могут быть найдены мышлением. Они существуют в неразрывном
единстве с этими законами. И вот перед ними выступает наше Я и постигает в
них поначалу только то, что мы обозначили как восприятие. Но внутри этого Я
содержится сила для нахождения и другой части действительности. Лишь когда Я
соединяет и для себя оба неразрывно связанных в мире элемента
действительности, - только тогда наступает удовлетворение познания: Я снова
достигает действительности в целом.
Итак, предварительные условия для возникновения познавания существуют
через Я и для Я. Последнее само задает себе вопросы познавания. И притом
берет оно их из совершенно ясного и прозрачного в себе элемента мышления.
Если мы ставим себе вопросы, на которые не можем дать ответа, то содержание
вопроса не во всех своих частях может быть ясным и отчетливым. Не мир ставит
нам вопросы, а мы сами ставим их.
Я могу себе представить, что у меня отсутствует всякая возможность
ответа на вопрос, который я встречаю в каком-либо сочинении, если я не
знаком со сферой, из которой взято содержание вопроса.
При нашем познании дело идет о вопросах, которые нам задаются в силу
того, что сфере восприятия, обусловленной местом, временем и субъективной
организацией, противостоит сфера понятий, указующая на