факта
действительности к нему с двух сторон притекают имеющие существенное
значение элементы: со стороны восприятия и со стороны мышления.
То, как я организован для постижения вещей, не имеет ничего общего с их
природой. Раскол между восприятием и мышлением существует лишь в то
мгновение, когда я, размышляя, становлюсь перед вещью. Какие элементы
принадлежат к вещи, а какие нет - это уже совершенно не может зависеть от
того, каким образом я прихожу к познанию этих элементов.
Человек - ограниченное существо. Прежде всего он существо среди других
существ. Его существование принадлежит к пространству и времени. Вследствие
этого ему может быть дана только ограниченная часть Вселенной. Но это
ограниченная часть со всех сторон, как во времени, так и в пространстве,
примыкает к чему-то другому. Если бы наше существование было настолько
связано с вещами, что каждое мировое свершение было бы в то же время и нашим
свершением, тогда не существовало бы разницы между нами и вещами. Но тогда
не существовало бы для нас и никаких отдельных вещей. Тогда все свершение
непрерывно переходило бы одно в другое. Космос был бы единством и неким
завершенным в себе целым. Поток свершения нигде не имел бы перерыва.
Вследствие нашей ограниченности нам является как отдельность то, что в
действительности не есть отдельность. Нигде не существует, например,
обособленно отдельного качества красного. Оно со всех сторон окружено
другими качествами, к которым оно принадлежит и без которых оно не могло бы
существовать. Но для нас является необходимостью выделять некоторые отрезки
из мира и рассматривать их самостоятельно. Из многочисленного красочного
целого наш глаз, может охватить последовательно только отдельные краски, наш
разум - только отдельные понятия из всей связной системы понятий. Это
обособление является субъективным актом, обусловленным тем обстоятельством,
что мы не-идентичны с мировым процессом, а являемся существами среди прочих
существ.
Все дело сводится к тому, чтобы определить положение существа, которое
суть мы сами, по отношению к другим существам. Это определение следует
отличать от простого осознания нашей собственной личности. Последнее
основывается на восприятии, как и осознание всякой другой вещи.
Самовосприятие являет мне только сумму свойств, которые я так же объединяю в
целое моей личности, как я объединяю свойства желтого,
металлически-блестящего, твердого и т.д. в единство 'золота'. Самовосприятие
не выводит меня из области того, что принадлежит ко мне. Это самовосприятие
надо отличать от мысленного самоопределения. Подобно тому как посредством
мышления я включаю отдельное восприятие внешнего мира в общую мировую связь,
так же включаю я посредством мышления в мировой процесс и восприятие,
касающееся меня самого. Мое самовосприятие замыкает меня в пределах
определенных границ; мышлению же моему нет до этих границ никакого дела. В
этом смысле я двоякое существо. Я включен в область, которую я воспринимаю
как область моей личности, но я же и носитель деятельности, которая из более
высокой сферы определяет мое ограниченное существование. Наше мышление не
индивидуально, как наше ощущение и чувствование. Оно универсально. Оно
получает индивидуальный отпечаток в каждом отдельном человеке только
благодаря тому, что находится в связи с его индивидуальными чувствованием и
ощущением. Этой особой окраской универсального мышления отличаются друг от
друга отдельные люди. Треугольник имеет только одно-единственное понятие.
Для содержания этого понятия безразлично, постиг ли его носитель
человеческого сознания А или Б. Но каждым из обоих носителей сознания он
будет постигнут индивидуально.
Этой мысли противится один с трудом преодолеваемый человеческий
предрассудок. Предубеждение мешает прийти к пониманию того, что понятие
треугольника, постигнутое моей головой, то же самое, что и постигнутое
головой моего соседа. Наивный человек считает себя творцом своих понятий. Он
полагает поэтому, что каждая личность имеет свои собственные понятия.
Основное требование философского мышления - преодолеть этот предрассудок.
Единое и однородное понятие треугольника не становится множественным оттого
лишь, что его мыслят многие. Ибо мышление многих само