Рудольф Штайнер

Философия свободы (Часть 1)

думал я о содержании этой книги, пишучи ее 25 лет тому назад. Но и

сейчас еще мне приходится высказывать те же положения, когда я хочу

охарактеризовать мыслительные цели этого сочинения. В то время я ограничил

свою задачу попыткой не сказать ничего более того, что самым тесным образом

связано с обоими упомянутыми коренными вопросами. Если кто-нибудь вздумает

удивиться, что в этой книге не встречается еще никаких указаний на мир

духовного опыта, о котором идет речь в моих позднейших сочинениях, то пусть

он примет во внимание, что в мои намерения входило тогда отнюдь не описание

результатов духовного исследования, а лишь закладка основы, на которой могли

бы покоиться подобные результаты. Эта 'Философия свободы' не содержит в себе

никаких специальных данных такого рода, как и никаких специальных

естественно-научных данных; но она содержит то, без чего, по моему мнению,

не сможет обойтись никто, стремящийся к достоверности в подобного рода

познаниях. Сказанное в этой книге может оказаться приемлемым и для многих из

тех, кто по тем или иным значимым для них основаниям не желает иметь

никакого дела с результатами моих духовно-научных исследований. Но если кто

в состоялии рассматривать эти духовно-научные результаты как что-то такое, к

чему его влечет, то для него может оказаться важной и делаемая здесь

попытка. Она состоит в том, чтобы показать, каким образом непредвзятое

рассмотрение, простирающееся лиш, на оба упомянутых основополагающих для

всякого познания вопроса, приводит к воззрению, что человек живет внутри

истинного духовного мира. Задача этой книги: оправдать познание духовной

области до вступления в духовный опыт. И это оправдание предпринято таким

образом, что поистине нигде в этих рассуждениях читателю не приходится

косвенно считаться с выдвинутыми мною позднее данными опыта, чтобы найти

сказанное здесь приемлемым, если только он может или хочет вникнуть в самый

характер этих рассуждений.

Таким образом, эта книга представляется мне, с одной стороны,

занимающей совершенно обособленное место в ряду моих собственно

духовно-научных сочинений, с другой же стороны - самым тесным образом

связанной с ними. Все это побудило меня теперь, по прошествии 25 лет, снова

обнародовать ее содержание, в существенном - почти без всяких изменений. Я

только сделал к целому ряду глав более или менее длинные дополнения. Такие

обстоятельные дополнения показались мне необходимыми в силу множества

кривотолков, связанных с пониманием сказанного в этой книге. Изменения я

вносил только в тех случаях, где, как мне казалось сегодня, было неловко

выражено то, что я хотел сказать четверть века тому назад. (В такой правке,

думается, только недоброжелатель найдет повод утверждать, будто я изменил

свое основное убеждение.)

Первое издание этой книги уже много лет как распродано. Хотя из

сказанного и явствует, что я считаю в настоящее время все еще столь же

необходимым высказать об обоих означенных вопросах то, что я сказал о них 25

лет тому назад, я долго колебался с подготовкой этого нового издания. Все

снова и снова спрашивал я себя, не следовало ли мне в том или ином месте

произвести разбор появившихся после выхода первого издания многочисленных

философских взглядов. Сделать это так, как я считал бы желательным, мешал

мне недосуг, вызванный в последнее время моими чисто духовно-научными

исследованиями. И лишь после по возможности тщательного обзора философской

работы настоящего времени я убедился, что, как бы ни был соблазнителен сам

по себе подобный разбор, его, в целях того, что должно быть сказано в этой

книге, незачем включать в нее. То, что мне казалось необходимым сказать с

принятой мною в 'Философии свободы' точки зрения о новейших философских

направлениях, можно найти во втором томе моих 'Загадок философии'.

Апрель 1918 г.

Рудольф Штайнер

НАУКА СВОБОДЫ

I. СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Духовно свободное ли человек существо в своем мышлении и в своей

деятельности, или же он находится под гнетом чисто законоприродной железной

необходимости? Мало вопросов, на которые было потрачено так много остроумия,

как на этот. Идея свободы человеческой воли нашла обильное число как горячих

поклонников, так и упорных противников. Существуют люди, которые в своем

нравственном