Я самого человека, даровала ей свободу. И вот что здесь
наконец стало истиной -- математически безупречная аксиома: мораль -- это
творчество, или она -- ничто. Давайте же представим себе некого Оскара
Уайльда, расточительнейшего гения аморальности, который, нисколько не
переставая быть самим собой, а может быть и впервые становясь самим собой,
изживал бы свою гениальность в нравственных поступках и творил бы на спор
уже не молниеносные художественные шедевры, а шедевры моральных деяний, --
история Дориана Грея, из свободы отдавшего себя служению любви и добру и,
значит, диаметрально меняющего сотношение между 'оригиналом' и 'портретом':
оригинал, согбенный непониманием и клеветой, покрывается морщинами страданий
у всех на виду, а незримый портрет (босховское покрывало св. Вероники?) изо
дня в день транспарирует нестерпимо прогрессирующей красотой. Да, представим
себе это -- байронизм, изживающий себя в добродетели, Парнас на службе у
морали, бодлеров-ские 'цветы зла', преображенные в 'цветочки' св. Франциска
и 'голубой цветок' Новалиса, и мы, возможно, осознаем манихейский смысл
случившегося. Все, что составляло до сих пор гордость и неотъемлемые
привилегии аристократической богемы -- вкус, изящество жестов, умение
изъясняться уголками губ, катастрофическое остроумие, цинизм из страдания,
инфракрасные и ультрафиолетовые частоты восприятия, вся 'демоническая'
техника маргиналов и отщепенцев трансформируется здесь в моральность,
которая вдруг начинает потрясать с такою же силой, как до этого потрясало
только искусство. Моральность, подчиняющуюся уже не окрикам категорического
императива, а неизреченным воздыханиям своего мусического вдох-новения,
словно бы речь шла -- все еще -- о художественных шедеврах, но нет же -
больше, чем о художественных шедеврах, ибо художественные шедевры
вынашиваются годами, -- о шедеврах каждодневных и сиюминутных, ибо если свою
художническую свободу я делю с капризным гением вдохновения, трепетно ожидая
изо дня в день, когда он схватит меня за волосы, повернет к рассвету и
скажет: 'Рисуй, что видишь!', то моральную свою свободу я не делю уже ни с
кем, и значит, мое моральное вдохновение зависит не от случая или
неисповедимых прихотей моего дионисического компаньона, а от собственного
моего -- но просветленного мыслью! но опомнившегося! но умного! -- воления.
*В письме к г-же д'Эпине от 26 апреля 1777 года: 'Мораль сохранилась
среди людей, потому что о ней мало говориди, и притом никогда в
дидактическом тоне: всегда красноречиво или поэтично. Если иезуитам
вздумается свести ее в систему, они ее ужасно изувечат. По сути, добродетель
-- это энтузиазм'. Соrrepondence inedite de l'abbe Galiani, Paris, 1818,1.
2, р. 437.
Моральная гениальность -- ив этом ее граничащая с чудом несравненность
-- не элитарна и избирательна, а повсеместна и повседневна, как евангельские
притчи, рассвечивающие таинства Космоса сценками из быта; она возможна
ежемгновенно, и норма ее, стало быть, не пушкинско-блоковское: 'Сегодня я
гений', трагически беспомощно уязвляемое провалами 'вчерашнего' и
'завтрашнего' дня, когда 'сегодняищний' гений приумножал вчера свой
дон-жуанский список, дабы снискать себе завтра участь 'невольника чести', а
некая непрерывность гениальных состояний, изживаемых не вчера или сегодня в
миги головокружительной вознесенности над бытом, а всегда и в самой гуще
быта. Очень странная, невиданная, неслыханная и тем не менее единственно
нормальная мораль. Ибо согласимся: если гениальность могла быть усилиями
демократических психиатров приравнена к ненормальности, то решающее значение
в этом диагнозе оставалось не за научной беспристрастностью, а за
подавляющим большинством противофона: там, где норма декретировалась серым
большинством, яркое меньшинство уже как бы механически отчислялось по
ведомству патологии. Нормативность морали и означала по существу ее
мажоритарность; отсюда щупальца ее простирались в сферу познания, где
подобием моральной общеобязательности выступала общеобязательность
логическая, и только индивидуальное во всем его объеме и исключительности
продолжало быть исключением из правила, влача полулегальное существование в
эстетической ссылке с поражением моральных и познавательных прав.
Исключение,