образом
сублимированные и прослеженные в своих истоках дают то, что фигурирует у
меня как 'моральная фантазия'. Эта глава о 'моральной фантазии' моей
'Философии свободы' в прямом смысле слова отсутствует в ницшевской
'Гене-алогии морали', несмотря на то, что все содержание последней намекает
на нее. И 'Антихрист' является лишь особым подтверждением этого моего
взгляда'. Заметим мимоходом, чтобы раз и навсегда покончить с
недоразумениями: не о ницшеанстве Штейнера следовало бы говорить, а -- если
уж на то пошло -- о 'штейнерианстве' Ницше, так и не дотянувшегося до своей
'Философии свободы', хотя и пожертвовав-шего всем, чтобы книга эта могла
быть написана. Разрывная тоска Ницше, тоска по беспредпосылочпости и
освобожденности морали, обнаженным нервом вымучивающая каждое его
выдергивание коренных моральных ценностей ('Мы должны освобо-диться от
морали, -- так обронил он однажды, -- чтобы суметь морально жить'), нашла в
'Философии свободы' удивительно кристальное разрешение. Самому Ницше она
обернулась черной дырой невменяемости. Беспредпосылочность морали, не
предваренная беспредпосылочностью познания, оскалилась гримасой нигилизма и
цинизма. Ибо что есть нигилизм, настоянный не в темном погребе
хайдеггеровских интерпретаций, а в свете познания, как не та же
беспредпосылочность, только смещенная из сферы мышления в зону чувствований
и воли и оттого выглядящая уже нерабочей познавательной процедурой, а просто
разрушительной страстью? Трагедия Ницше -- трагедия лингвистически
соблазненного гностика, сделавшего ставку на стиль и фехтующего острой
афористической шпагой против адской 'бронетехники' изощреннейшей лжи.
Правило Павла: 'Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может' (1
Коринф. 2, 15) обернулось здесь просто какой-то пародией, ибо судящий о всем
был в этом случае именно душевным, и оттого судить о нем не возбранялось в
скором времени даже приказчикам; что удивительного в том, что от приказчиков
было уже и рукой подать до... психиатров. А между тем речь шла именно о
чистейшей воды гнозисе, колоссальных духовных задачах, потопленных-таки в
'шуме и ярости' артистически разошедшейся душевности;, путь от душевности
вел уже прямо в прорвы светских сплетен и кривотолков, в безвкусицу
бульварных романов, в тупую фельдфебельскую однозначность. Вот чем
оборачивалась беспредпосылочность, избегающая теории познания и
разбазариваемая в 'веселой науке'; когда Ницше возвещает, скажем, 'смерть
Бога', то в этой нарочито театральной формуле зашифрованы не судьбы
оскудевшей метафизики Запада, как гласят нам одни интерпретаторы, ни тем
более плоская патология религиозного атеизма, как гласят другие, а все то же
требование беспредпосылочности, роднящее 'безбожника' Ницше не со всякого
рода 'печальными демонами', а... с Мейстером Экхартом, который по-своему и
не менее радикально сформулировал ницшевский тезис в удивительных словах: 'Я
молю Бога, чтобы он освободил меня от Бога'. Но Экхарт на то и был
'мейстером', что не сделал слова эти лакомством для базарных мух, тогда как
ницшевская формула остается таковым вот уже больше столетия. И когда мы
читаем у Штейнера в предисловии к его книге о Ницше, что независимо от Ницше
и на иных путях, чем Ницше, пришел он (Штейнер) к воззрениям, созвучным с
ницшевскими, то под созвучностью разумеется здесь, конечно же, прежде всего
беспредпосылоч-ность, а под иными путями -- пути мышления и
теоретикопознавательного подхода к проблеме свободы. Ибо никому не дано
вкусить действительность свободы, не пройдя заведомо нелегкой выучки науки
свободы.
*Так именно и сказано:'...seine Kr nungerst in meiner
'Freiheitsphilosоphie' findet'.
Путь к морали лежит через познание, и свобода, начинающаяся не с
освобождения мысли, а сразу же высовывающаяся в зоне инстинктов, чувств,
воли, естьужасный двойник свободы, заражающий субъекта некой одержимостью
свободы, при которой свободным провозглашается любое 'я хочу' -- от 'хочу'
бить стекла до 'хочу' -- хрюкать. Имагинация такой свободы -- противообраз
евангельской притчи о бесноватом из Гадарры: не дух нечистый вгоняется здесь
в свиней, а дух свинский умножает собою нечистый. Единственно правомерное
'хочу', смогшее