Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 2)

не так, однако, что оно

должно как бы рассудочно из одного состояния современных человеческих Душ,

как с природной необходимостью, заключить некое наступающее будущее

состояние. Развитие человеческих форм и развитие Душевных судеб

сверх-чувственное познание должно искать на двух полностью раздельных путях;

и некое перемешивание обоих в наблюдении Мира было бы остатком

материалистического образа мышления (Gesinnung), который, если он имеется,

опасным образом вдавался бы в науку сверх-чувственного.

Отдельные подробности из области Духовной науки

Эфирное тело человека

Когда высшие члены человека будут наблюдаться через сверх-чувственное

восприятие, тогда это восприятие не является никогда совершенно равным

такому, которое будет сделано через внешние чувства. Когда человек касается

некоторого предмета и он имеет тепло-восприятие, то должно различать между

тем, что исходит от предмета, как бы истекает от такого, и тем, что

переживают в Душе. Внутреннее Душе-переживание тепло-восприятия есть нечто

другое, чем истекающее от предмета тепло. Помыслим себе, теперь, такое

Душе-переживание полностью обособленно, без внешнего предмета. Помыслим себе

переживание - однако именно Душевное - тепло-восприятия в Душе, без того,

чтобы к этому есть побуждение физического предмета. Было бы таковое так

просто здесь без некого побуждения, то было бы это воображением. Духовный

ученик переживает такие внутренние восприятия без физического побуждения,

прежде всего, без побуждения своего собственного тела. Они представляют себя

на определенной ступени развития так, что он может знать (как указано было,

через само переживание можно знать), что внутреннее восприятие есть не

воображение, но что оно также вызывается через некое Духовно-Душевное

существо сверх-чувственного внешнего мира, как обычное тепло-восприятие,

например, через некий внешне физически-чувственный предмет. Так есть это

также, когда говорят о цвето-восприятии. Здесь должно различать между

цветом, который есть на внешнем предмете и внутреннем восприятием цвета в

Душе. Представим себе внутреннее восприятие, которое имеет Душа, когда она

воспринимает некий красный предмет физически-чувственного мира. Представим

себе, что удерживают истинно живое воспоминание впечатления; однако человек

отводит глаз от предмета. Что имеют здесь еще как воспоминание-представление

о цвете, представляют себе как внутреннее переживание. Будут тогда различать

между тем, что есть внутреннее переживание цвета и внешний цвет. Эти

внутренние переживания содержательно отличаются полностью от внешних

чувственных впечатлений. Они несут гораздо больше отпечаток того, что как

страдание и радость будет восприниматься как нормальное чувственное

восприятие. Теперь, мыслят себе такое внутреннее переживание восходящим в

Душе, без того, чтобы побуждение к этому через некий внешний

физически-чувственный предмет или воспоминание о таковом было дано.

Сверх-чувственно познающий может иметь такое переживание. И он может также в

соответствующем случае знать, что это есть никакое воображение, но выражение

некого Душевно-Духовного существа. Когда, теперь, такое Душевно-Духовное

существо вызывает такое же впечатление, как красный предмет

чувственно-физического мира, тогда можно его назвать красным. При

чувственно-физическом предмете будет однако всегда сначала здесь внешнее

впечатление и затем внутреннее цвето-переживание; при истинном

сверх-чувственном созерцании человека нашего времени должно это быть

наоборот: сначала внутреннее переживание, которое является тене-образным,

как некое голое цвето-воспоминание и затем, становящийся все более живым,

образ. Чем меньше обращают внимание на то, что процесс таковым должен быть,

тем меньше можно различать между действительным восприятием и воображенным

заблуждением (иллюзией, галлюцинацией и так далее). Как живообразно будет

теперь образ при таком Душевно-Духовном восприятии, останется ли он

тене-образным, как некое смутное представление, действует ли он интенсивно,

как внешний предмет, это зависит всецело от того, как сверх-чувственно

познающий себя развил. - Можно общее впечатление, которое созерцающий имеет

от человеческого эфирного тела описывать так, что скажут: когда

сверх-чувственно