утонченнее. Он вступал на
Землю в неком тонком состоянии и вчленял себе только постепенно более
твердые части. Этим была, для возвращающейся на Землю человеческой Души,
опять дана возможность объединения с телом. Она оживляла его теперь именно
больше не извне, ибо это оживление совершалось на самой Земле. Однако она
объединяла себя с ним и приносило его к росту. Этому росту была все-таки
установлена известная граница. Через отделение Луны человеческое тело было
сделано некое время гибким; однако чем больше оно росло дальше на Земле, тем
больше способствующие затвердению силы брали верх. В конце могла Душа только
все слабее и слабее участвовать в членении тела. Таковое распадалось, с тем
что Душа восходила к Духовно-Душевным образам бытия (Daseinsweisen).
Можно проследить, как силы, которые человек мало-помалу усвоил себе в
течение развития Сатурна, Солнца и Луны, постепенно в течение описываемого
оформления Земли принимают участие в человеческом продвижении. Сначала это
есть астральное тело, которое также еще содержит в себе растворенными
жизненное тело и физическое тело, воспламеняется Земным огнем. Затем
вчленяется это астральное тело в некую более тонкую астральную часть,
чувственную Душу, и в некую более грубую, эфирную, которая будет отныне
касаться Земным элементом. При этом приходит уже пред-образованное эфирное
или жизненное тело к проявленности (Vorschein). И в то время как в
астральном человеке образуются рассудочная и сознательная Душа, расчленяются
в эфирном теле более грубые части, которые восприимчивы для звучания и
света. Во временной пункт, где эфирное тело еще больше уплотняется, так что
оно становится из светового тела огненным или тепловым телом, здесь
наступает также ступень развития, в которую, как выше охарактеризовано,
человеку вчленяются части твердого Земного элемента. Потому что эфирное тело
уплотнилось вплоть до огня, то может оно теперь также через силы физического
тела, которые были насажены ему прежде, связать себя с утончившимися
(verdьnnten) вплоть до состояния огня субстанциями физической Земли. Оно не
могло бы, однако, более одно вводить также воздушные субстанции в ставшее,
тем временем, более твердым тело. Здесь вступают, как указано выше, более
высокие существа, которые обитают на Солнце и вдыхают ему воздух. В то время
как человек, благодаря своему прошлому, сам имеет силу проникнуть себя
насквозь земным огнем, более высокие существа направляют воздушное дыхание
(Luftodem) в его тело. До затвердения было жизненное тело человека, как
восприниматель звучаний, управитель воздушного течения. Оно проникало
насквозь свое физическое тело жизнью. Теперь принимает его физическое тело
внешнюю жизнь. Последствием этого есть то, что эта жизнь становится
независимой от Душевной части человека. Таковой оставляет теперь при
покидании Земли не только свой зародыш формы, но живое отображение своего
себя. 'Духи Формы' остаются теперь объединенными с этим отображением; они
переводят ими ссужденную жизнь также на потомоков, когда человеческая Душа
удалена из тела. Так образуется то, что может быть названо
наследственностью. И когда человеческая Душа затем опять появляется на
Земле, тогда она ощущает себя в неком теле, чья жизнь была выведена из
предков. Она чувствует себя прямо привлеченной именно к некому такому телу.
Через это образуется нечто вроде как некое воспоминание о предке, с которым
Душа чувствует себя как одно. Через последовательность потомков проходит это
воспоминание как общее сознание. 'Я' течет вниз через поколения.
Человек ощущал себя на этой ступени развития в течение своего Земного
времени как некое самостоятельное существо. Он чувствовал внутренний огонь
своего жизненного тела связанным с внешним огнем Земли. Он мог чувствовать
протекающее через него тепло как свое 'Я'. В этих тепловых течениях, которые
были сотканы насквозь (durchwoben) жизнью, находится задаток кровообращения.
В том, однако, что втекало в него как воздух, чувствовал человек не совсем
свое собственное существо. В этом воздухе были ведь действенны силы
охарактеризованных более высоких существ. Однако ему была оставлена та часть
действенных сил в протекающем через него воздухе, которая была присуща ему
уже через его ранее образованные эфирные силы. Он был властителем