Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

в течение времени отлива. Эти эпохи

могут быть названы 'кругообороты (Kreislдufe)'. В том, что следует за двумя

подготовительными эпохами и предшествует таковым отлива, итак, во время

отделения Луны, также могут быть различимы три эпохи. Средняя есть время

человеческого становления 'Сынов Жизни'. Ей предшествует некая такая, в

которой все взаимосвязи заостряют себя на это главное событие; и следует

некая другая, которая должна быть обозначена как некое вживание и оформление

в новых творениях. Этим делится среднее развитие Луны опять на три эпохи,

что вместе с двумя подготовительными и двумя эпохами отлива составляет семь

Лунных-кругооборотов. С этим позволено будет сказать, что все Лунное

развитие протекает в семи кругооборотах. Между этими кругооборотами

располагаются паузы покоя, которые также повторяющимся образом оговаривались

в вышеупомянутом изложении. Все-же, приходят с представлением к истине

только тогда ближе, когда не мыслят себе никаких резких переходностей между

деятельностью и паузами покоя. Например, Солнечные существа мало-помалу

оттягиваются назад от своей воздейственности (Wirksamkeit) на Луне. Для них

начинается некое время, которое извне появляется как их пауза покоя, в то

время как на самой Луне царит еще подвижная самостоятельная деятельность.

Так распространяет себя многосторонне эпоха деятельности одного рода существ

в паузу покоя другого вида существ. Если это вовлекают в расчет, тогда можно

говорить о неком ритмическом повышении и понижении (Steigen und Sinken) сил

в кругооборотах. Да, аналогичные подразделения нужно распознать также еще в

пределах семи отмеченных Лунных кругооборотах. Можно тогда все Лунное

развитие назвать большим, Планетарным кругооборотом; тогда как семь

подразделений в его пределах назвать 'малыми' кругооборотами, и члены

таковых опять 'меньшими' кругооборотами. Это членение в семью семь раз

подразделений является заметным также уже при Солнечном развитии и

намечается также в течение эпохи Сатурна. Однако должно принимать во

внимание, что границы между подразделениями стираются уже при Солнце и еще

больше при Сатурне. Эти границы становятся все более отчетливыми, чем дальше

развитие продвигается к эпохе Земли.

*

После завершения, эскизочно изложенного в предшествующем Лунного

развития, вступают все, вошедшие при этом в рассмотрение существа и силы, в

некую более Духовную форму бытия. Эта стоит на некой полностью другой

ступени, чем таковая в течение Лунного периода и также чем таковая в течение

следующего Земного развития. Некое существо, которое имело бы так высоко

развитые способности распознавания, что оно могло бы воспринимать все

отдельные подробности Лунного и Земного развития, не обязательно поэтому

было бы еще в состоянии созерцать также то, что совершается между обоими

развитиями. Для некого такого существа, в известной мере в конце времени

Луны, существа и силы исчезали бы как в некое ничто и после истечения

промежуточного времени опять выступали бы из сумрака-тьмы Мирового лона.

Только некое существо с еще дальше более высокими способностями могло бы

проследить Духовные факты, которые происходят в промежуточное время.

В конце промежуточного времени выступают, участвующие в процессах

развития на Сатурне, Солнце и Луне существа с новыми способностями. Стоящие

над человеком существа достигли через свои предшествующие деяния

способность, развивать человека так далеко, что он в течение, следующего за

временем Луны времени Земли, может развернуть в себе некий род сознания,

который стоит на более высокой ступени, чем образное сознание, которое было

свойственно ему в течение Лунного времени. Теперь должен, однако, человек

сначала быть подготовленным чтобы принять то, что ему должно быть дано. Он в

течение развития Сатурна, Солнца и Луны вчленил в свое существо физическое

тело, жизненное тело, астральное тело. Но эти члены его существа получили

только те способности и силы, которые делали их способными жить для некого

образного сознания; им недостает еще органов и облика, через которые они

могли бы воспринимать некий Мир чувственно-внешних предметов, как это

является соответствующим для Земной ступени. Как новое растение развертывает

только то, что заложено в зародыше, который происходит от старого растения,

так