взаимосвязей
могли быть твердо удерживаемы только известные преходящие формы развития.
Должно в известной мере в продвижении фактов твердо удерживать и выхватывать
для изображения известные вещи. Такой род изложения дает, все-таки, только
отдельные образы; и может поэтому в предшествующем вполне недоставать того,
что развитие не приведено в некую сеть твердо определенных понятий. Напротив
некому такому возражению может быть, однако, вполне возможным, обратить
внимание на то, что изложение дается полностью преднамеренно в менее
заостренных понятиях. Ибо главное не должно слишком приходиться на то, чтобы
дать здесь спекулятивные понятия и конструкции идей, но много более некое
представление того, что направленное на эти факты сверх-чувственное
созерцание действительно может установить перед Духовным оком. И это есть
для Лунного развития вообще не как нечто в так заостренных и определенных
очертаниях, как показывают себя Земные восприятия. При Лунной эпохе имеют
поделать вообще очень с непостоянными, сменяющимися впечатлениями, с
колеблющимися, подвижными образами и с их переходностями. Кроме того нужно,
ведь, учитывать, что в рассмотрение входит некое развитие через долгие,
долгие временные промежутки и что из таковых могут быть твердо удержаны,
все-же, только мгновенные образы в изложении.
Во временной пункт, где насажденное человеческому существу астральное
тело, таковое так далеко принесло в развитии вперед, что его физическое тело
дает 'Сынам Жизни' возможность достигнуть их ступень человечества,
достигается существенный высший пункт Лунной эпохи. Здесь также человеческое
существо приходит ко всему тому, что ему для него самого, для его
Внутреннего (Innerlichkeit) может дать эта эпоха на пути вперед. Следующую,
итак вторую половину Лунного развития, можно было бы поэтому описать как
некий отлив (Abfluten). Однако видно, что в отношении окружения человека и
также для него самого, через это происходит нечто важное прямо в этой эпохе.
Здесь Солнечно-Лунному телу насаждается мудрость. Было показано, что в
течение этого отлива были заложены зародыши рассудочной и чувственной Души.
Все-же только в Земное время последует их развертывание и также
развертывание сознательной Души и с этим рождение 'Я', свободного
само-сознания. На Лунной ступени появляются рассудочная и чувственная Душа
еще вообще не так, как если человеческое существо само уже через них
внешне-выражалось, но как если они были инструментами для, принадлежащих к
человеческому существу, 'Сынов Жизни'. Желали бы охарактеризовать чувство,
которое в этом направлении имеет человек на Луне, то должно бы сказать, что
он ощущает так: 'Во мне и через меня живет 'Сын Жизни'; он созерцает через
меня Лунное окружение, он думает во мне о вещах и существах этого
окружения'. Затененным (Ьberschattet) чувствует себя Лунный человек 'Сыном
Жизни', он кажется себе как некий инструмент этого более высокого существа.
И в течение отделения Солнца и Луны чувствовал он при отвращении от Солнца
некую большую самостоятельность; однако он ощущал при этом также так, как
если ему принадлежащее 'Я', которое во времена Солнца исчезало для образного
сознания, становилось тогда для него видимым. Было для Лунного человека то,
что можно охарактеризовать как смена в состояниях сознания таким, что он при
этом имел чувство: 'Мое Я воспаряет со мной в Солнечное время в более
высокие регионы, к возвышенным существам, и оно снисходит, когда Солнце
исчезает, со мной вниз в более глубокие Миры'.
Собственному Лунному развитию предшествовало некое подготовление. Имело
место, в известном роде, некое повторение развития Сатурна и Солнца. Теперь
можно после опять-объединения Солнца и Луны, как и во время отлива,
различить две эпохи друг от друга. Во время такового наступают даже
физические уплотнения вплоть до известной степени. Сменяются, итак,
Духовно-Душевные состояния Солнечно-Лунного образования физическими. В такие
физические эпохи появляются человеческие существа и также существа низших
царств так, как если они в застывших, несамостоятельных образованиях
пред-образовывали то, чем они позднее, в Земное время, должны будут стать
более самостоятельным образом. Можно, итак, говорить о двух подготовительных
эпохах Лунного развития и двух других,