здесь именно физическое тело и
жизненное тело некую определенную величину и облик. Зато сознательные
проявления отступают назад. Когда теперь человеческое существо в своей жизни
отвращаено от Солнца, тогда занято оно своей собственной природой. Здесь
начинается некая внутренняя живая подвижность, именно, в астральном теле.
Напротив, становится внешний облик более невзрачным, менее завершенным. -
Так существуют в течение развития Луны два характерных, четко различающихся,
взаимно сменяющихся состояния сознания. Одно смутное, в течение времени
Солнца и одно ясное, в течение эпохи, в которую жизнь больше предоставлена
самой себе. Первое состояние есть хотя более смутное, но зато также и более
само-отрешенное; человек живет здесь больше в отдаче внешнему Миру,
отраженной в Солнце Миро-вселенной. Это есть некая смена в состояниях
сознания, которая позволяет сравнить себя так вполне со сменой сна и
бодрствования у современного человека, как также с его жизнью между
рождением и смертью с одной стороны и более Духовным бытием между смертью и
неким новым рождением с другой стороны. Пробуждение на Луне, когда время
Солнца постепенно прекращается, должно было бы охарктеризовать как нечто
среднее между пробуждением современного человека каждое утро и его
рождением. И равно также походит постепенное осмутнение сознания при
приближении времени Солнца на среднее состояние между засыпанием и
умиранием. Ибо некое такое сознание рождения и смерти, как оно присуще
современному человеку, не существовало еще на древней Луне. В неком роде
Солнечной жизни предавался человек наслаждению этой жизни. Он был для этого
времени отрешен от собственной жизни. Он жил больше Духовно. Можно
попытаться дать только приблизительное и сравнительное описание того, что
переживал человек в такие времена. Он чувствовал, как если в него вливались
воздействующие силы Миро-вселенной, пульсировали через него. Как напоенный
гармониями Универсума (Universums, Вселенной), которые он со-переживал,
чувствовал он себя здесь. Его астральное тело было в такие времена как
освобожденным от физического тела. И также некая часть жизненного тела была
со-извлечена (mit herausgezogen) из физического тела. И это, состоящее из
астрального тела и жизненного тела, образование было как некий утонченный,
чудесный музыкальный инструмент, на чьих струнах звучали Мистерии
Миро-вселенной. И по гармониям Миро-вселенной оформляли себя члены той части
человеческого существа, на которое сознание имело только узкое влияние. Ибо
в этих гармониях действовали существа Солнца. Так была эта часть человека
принесена к своей форме через Духовные Мировые звучания. И при этом была
смена между более ясным состоянием сознания и таковым более смутным в
течение времени Солнца никаким таким резким, как таковая у современного
человека между бодрствованием и сном полностью без сновидений. Все-таки
образное сознание было, ведь, не таким ясным как современное бодрствующее
сознание; зато было, однако, также другое сознание не так смутно как сон без
сновидений настоящего времени. И так имело человеческое существо некий род,
хотя и более приглушенного представления игры Мировых гармоний в своем
физическом теле и в той части эфирного тела, которое осталась соединенной с
физическим телом. Во время, в которое Солнце для человеческого существа в
известной мере не сияло, вступали образные представления на место гармоний в
сознании. Здесь оживали особенно те члены в физическом и в эфирном теле,
которые стояли под непосредственной властью сознания. Напротив, проходили
другие части человеческого существа, на которые отныне не воздействовали их
образующие силы с Солнца, через некий род процесса отвердения и высыхания. И
когда затем опять надвигалось время Солнца, тогда распадались старые тела;
они отчленялись от человеческого существа, и оно выходило как из могилы
своей старой телесности, как вновь оформленный во Внутреннем, если также в
этой форме, еще невзрачный человек. Имело место некое обновление жизненного
процесса. Через воздействие Солнечных существ и их гармоний оформлялось
ново-рожденное тело затем опять в своем совершенстве и, выше изложенный
процесс, повторялся. И человек ощущал это обновление как натягивание некого
нового одеяния. Его сущностное ядро не