окружения, чем современные чувственные восприятия, которые в
цветах, звучаниях, запахах и так далее, ведь показывают только как бы
внешнюю сторону существ. Представляют себе, чтобы иметь некое более
отчетливое понятие сознания Лунного человека, что таковое было как бы
вложено в описанное выше, парообразное окружение. В этом тумано-элементе
(Dunstelemente) разыгрываются многостороннейшие процессы. Соединяются
вещества, отделяются субстанции друг от друга. Уплотняются партии, другие
разбавляются. Все это происходит так, что человеческие существа это не как
бы видят или слышат непосредственно; но это вызывает образы в человеческом
сознании. Эти образы сравнимы с таковыми современного сновидческого
сознания. Как примерно, как некий предмет падает на Землю и некий спящий
человек воспринимает не действительный процесс, но какой-нибудь образ,
например, он мнит, что был произведен выстрел. Только являются образы
Лунного сознания не произвольными, как сновидческие образы; они есть хотя
чувство-образы (Sinnbilder), не отображения процессов, но они соответствуют
внешним процессам. Выступает с неким определенным внешним процессом также
только совсем определенный образ. Человек Луны через это есть в положении
свое поведение устраивать по этим образам, как это современный человек
делает по своим восприятиям. Нужно только учитывать, что поведение на основе
восприятия подлежит произволу, в то время как действие под влияниями
обозначенных образов следует как по некому темному побуждению. - Такое
образное сознание есть теперь никоим образом таково, что через таковое
очувствуются только внешние физические процессы, но через образы
представляются также за физическими процессами царящие Духовные существа и
их деятельность. Так становятся в вещах царства животных-растений как бы
видимыми 'Духи Личности'; за и в минерально-растительных существах являются
'Духи Огня'; и как существа, которые человек может представлять без
совместной связи с чем-то физическим, которые он как бы созерцает как
эфирно-Душевные образования, являются 'Сыны Жизни'. - Были так, эти
представления Лунного сознания никакими отображениями, но только
чувство-образами внешнего, так были они зато некого много более значимого
воздействия на Внутреннее человеческого существа, чем современные,
сообщаемые через восприятие, представления человека. Они могли бы установить
все Внутреннее в движение и деятельность. По ним оформляли себя внутренние
процессы. Они были действительные образующие силы (Bildungskrдfte).
Человеческое существо было таким, каким оформляли его образующие силы. Оно
было в известной мере неким отображением своих процессов сознания.
Чем дальше имеет место продвижение развития в таком роде, тем больше
имеет он последствием, что с человеческим существом происходит глубоко
решающее изменение. Мощь, которая исходит из сознательных образов,
мало-помалу не может более простираться на всю человеческую телесность. Это
разделяет последнюю на две части, на две природы. Образуются такие члены,
которые подлежат оформляющему воздействию образного сознания и в высокой
степени становятся неким отображением жизни представления в уже изображенном
смысле. Другие органы, однако, лишаются таких воздействий. Человек в одной
части своего существа является как бы слишком плотным, слишком определяемым
другими законами, чтобы направлять себя по сознательным образам. Таковые
лишаются влияния человеческого существа; они попадают однако под другое, под
таковое самих возвышенных Солнечных существ. Все-же видят, этой ступени
развития сперва предшествовала некая пауза покоя. В таковой собирают Духи
Солнца силу, чтобы при совсем новых обстоятельствах воздействовать на
существа Луны. - После этой паузы покоя является человеческое существо
отчетливо разделенным на две природы. Одна лишается самостоятельного
воздействия образного сознания; она принимает некий более определенный облик
и приходит под влияние сил, которые хотя исходят из тела Луны, однако в
таковом самом возникают только через влияние существ Солнца. Эта часть
человеческого существа все больше сожительствует жизнь, которая побуждается
через Солнце. Другая часть поднимает себя как некий род головы из этой
первой. Она является