покоя; более тонкие части, однако,
именно астральные тела человеческих существ, освобождаются от этих более
грубых формирований. Они приходят в некое состояние, в котором высшие силы
возвышенных Солнечных существ могут особенно сильно воздействовать на них. -
После паузы покоя проникают они опять те части человеческого существа,
которые состоят из более грубых субстанций. Через то, что они в паузе - в
свободном состоянии - приняли мощные силы, они могут эти более грубые
субстанции сделать зрелыми для воздействия, которое после некого известного
времени должно отныне упражняться на них правомерно продвинутыми 'Духами
Личности' и 'Духами Огня'.
Эти 'Духи Личности' поднялись, между тем, к некой ступени, на которой
они имеют 'сознание Инспирации (Inspiration)'. Они могут здесь не только -
как это было при прежнем образном сознании - воспринимать в образах
внутренние состояния других существ, но как в неком Духовном языке звучаний,
воспринимать Внутреннее самих этих существ. 'Духи Огня', однако, поднялись к
высоте сознания, которую 'Духи Личности' имели на Солнце. Оба рода Духов
могут через это вмешиваться в созревшую жизнь человеческого существа. 'Духи
Личности' воздействуют на астральное тело, 'Духи Огня' на эфирное тело этого
человеческого существа. Астральное тело получает через это характер
личности. Оно переживает отныне в себе не только удовольствие и боль, но оно
соотносит их также на себя. Оно не приходит еще к некому полному Я-сознанию,
которое говорит себе 'Я есть здесь'; но оно чувствует себя вынашиваемым и
охраняемым другими существами своего окружения. В том, как оно как бы
смотрит вверх к ним, оно может сказать себе: Эта мое окружение держит меня
при бытии. - 'Духи Огня' воздействуют отныне на эфирное тело. Под их
воздействиями становится движение сил в этом теле все больше и больше
внутренней жизне-деятельностью. Что здесь возникает, находит некое
физическое выражение в движении соков и в явлениях роста. Газовые субстанции
уплотнились до водных; можно говорить о некотором роде питания в смысле, что
принятое извне будет во Внутреннем превращено и переработано. Если мыслят
себе примерно нечто среднее между питанием и дыханием в современном смысле,
то получают некое представление того, что совершалось тогда в этом
направлении. Питательные вещества брались человеческим существом из царства
животных-растений. Можно мыслить себе эти животные-растения как парящими
плавающими - или также слегка приросшими - в неком, их окружающем элементе,
как современные низшие животные живут в воде или низшие земно-животные
(Landtiere) в воздухе. Все-же этот элемент не есть еще ни вода, ни воздух в
современном смысле, но нечто среднее из обоих, некий род уплотненного пара,
в котором самые разнообразные субстанции как растворенные передвигаются туда
и сюда в разнообразнейших течениях. Животные-растения возникают только как
уплотненные регулярномерные формы этого элемента, физически часто только
незначительно отличные от своего окружения. Процесс дыхания имеется наряду с
процессом питания в наличии. Он есть не как на Земле, но как всасывание и
изливание тепла. Для сверх-чувственного наблюдения это есть, как если при
этих процессах открывались и опять закрывались органы, через которые
нагревающее течение выходило и входило и также вводились и выводились
воздухообразные и водообразные субстанции. И потому что человеческое
существо на этой ступени своего развития обладает уже неким астральным
телом, сопровождается это дыхание и питание чувствами так, что возникает
некий род удовольствия, когда извне принимаются такие вещества, которые
являются способствующими для построения человеческого существа.
Неудовольствие задействуется, когда вливаются вредные вещества или также
только приходят к близи. - Как, описанным образом, в течение развития Луны
процесс дыхания стоял близко к процессу питания, так стоял процесс
представления близко к размножению. От вещей и существ в окружении человека
Луны не исходило непосредственное воздействие на какие-нибудь чувства.
Представление было много более так образовано, что через присутствие таких
вещей и существ возбуждались образы в приглушенном, смутном сознании. Эти
образы стояли во много большей внутренней совместной связи с собственной
природой