для Сатурно-, Солнце-, Луно-развития. Некая важная точка
зрения является в этом издании также в этой области вкратце заново
обработанной. Однако отклоняются переживания в отношении таких вещей так
сильно от всех переживаний в чувственной области, что изложение делает
необходимой продолжающуюся борьбу за, только некоторым образом кажущееся
достаточным, выражение. Кто желателен, чтобы входить в сделанную здесь
попытку изложения, вероятно заметит, что многое, что невозможно сказать
сухому слову, стремилось достигнуть через образ изложения. Это есть
по-другому, например, при развитии Сатурна, по-другому при развитии Солнца и
так далее.
Многие, составителю этой книги, казавшиеся важными дополнения и
расширения были выполнены в новом издании второй части книги, которая
задействует „Познание высших Миров'. Предрасполагалось устремление,
чтобы представить наглядно образ внутренних Душевных процессов, через
который познание освобождает себя от своих, имеющихся в чувственном мире,
границ и делает себя приспособленным для переживаний сверх-чувственного
Мира. Было попробовано показать, что это переживание, хотя оно приобретается
через полностью внутренние средства и пути, имеет, однако, не одно только
субъективное значение для отдельного человека, который его приобретает. Из
изложения должно выходить то, что внутри Души отбрасывается ее отдельность
(Einzelheit) и личная обособленность (Besonderheit) и достигается некое
переживание, которое имеет одинаковым образом каждый человек, который,
именно, правильным образом задействует развитие из своих субъективных
переживаний. Только когда „познание сверх-чувственных Миров' будет
мыслиться с таким характером, удается отличить его от всех переживаний
только субъективной Мистики и так далее. О такой Мистике можно пожалуй
сказать, что она более или менее, однако, есть субъективное дело самого
Мистика. Духовно-научная школа Души, как она здесь подразумевается,
стремится к таким объективным переживаниям, чья истинность хотя познается
совершенно внутренне, которая, однако, как раз поэтому и просматривается
насквозь в своей всеобщей значимости. - Также здесь есть, ведь, тот пункт,
при котором некое соглашение со многими мыслительными привычками нашего
времени является очень трудным.
В заключение составитель книги хотел бы сделать замечание, чтобы также
и доброжелателями (Wohlmeinenden) эти высказывания могли бы быть приняты как
то, что они дают через себя как свое содержание. Сегодня господствует
многократно устремление, чтобы этому или тому Духовному направлению давать
это или то древнее название. Через это кажется оно некоторым только ценным.
Но позволительно будет спросить: что должны выигрывать изложения этой книги
через то, что их обозначают как „розенкройцерское (rosenkreuzerisch)'
и тому подобное? Главное приходится на то, что здесь со средствами, которые
в настоящий период развития Души являются возможными и соразмерными
таковому, пробуется прозрение (Einblick) в сверх-чувственные Миры и что с
этой точки зрения рассматриваются загадки человеческой судьбы и
человеческого бытия за границами рождения и смерти. Дело здесь должно идти
не о устремлении, которое носит это или то древнее название, но об
устремлении к истине.
С другой стороны также в противном намерении были использованы
обозначения, для изложенного в книге, Миро-воззрения. Не смотря на то, что
те, с которыми больше всего желали затронуть и дискредитировать составителя,
являются абсурдными и объективно неистинными, характеризуют себя такие
обозначения в своей недостойности через то, что они полностью унижают
независимое стремление к истине тем, что они судят это не из себя самого,
но, выдуманную ими или безосновательно перенятую и далее переносимую
зависимость от этого или того направления, желают преподнести другим как
суждение. Как есть необходимы эти слова ввиду многих нападок против
составителя, то противится это таковому все же, чтобы на этом месте, входить
далее в дело.
Написано в Июне 1913
Рудольф Штайнер
Предисловие к седьмому - пятнадцатому изданиям
Для этого нового издания моего „Очерка тайноведения' я почти
целиком заново преобразил раздел „Характер тайноведения'.