Рудольф Штайнер

Очерк Тайноведения (Часть 1)

для сравнения, где сами

факты обуславливают конец вопроса. Напротив великим Мировым вопросам не так

легко уясняется об этом. При действительно точном рассматривании заметят,

однако, что все вопросы, по 'Откуда' должны заканчиваться при выше описанных

состояниях Сатурна. Ибо приходят на некую область, где существа и процессы

обосновываются (rechtfertigen) более не через то, из чего они происходят, но

через себя самих.

Как результат развития Сатурна возникает то, что человеческий зародыш

развился вплоть до известной ступени. Он достиг низкого, смутного сознания,

о котором была речь выше. Не должно представлять, что его развитие

устанавливается только в последней стадии Сатурна. 'Духи Воли' действуют

насквозь через все состояния. В последнем периоде, однако, для

сверх-чувственного восприятия успех является наиболее выделяющимся. Вообще

нет некой твердой границы между воздействиями отдельных групп существ. Если

говорится: Сперва действуют 'Духи Воли', затем 'Духи Мудрости' и так далее,

то не подразумевается, что они действуют только здесь. Они действуют через

все развитие Сатурна насквозь; в указанные периоды есть их действие только

наилучшим чтобы наблюдать. Отдельные существа имеют здесь как бы

водительство.

Так возникает все развитие Сатурна как обработка того, что изливается

из 'Духов Воли', через 'Духов Мудрости, Движения, Формы' и так далее. Эти

Духовные существа сами проходят при этом через развитие. 'Духи Мудрости',

например, стоят на некой другой ступени, чем прежде, после того, как они

принимали свою жизнь, отраженную назад от Сатурна. Плод этой деятельности

повышает способности их собственного существа. Последствием этого есть то,

что для них, после так завершенной деятельности, наступает нечто аналогичное

тому, как для человека со сном. За их периодами деятельности в отношении

Сатурна следуют такие, в которых они, в известной мере, живут в других

Мирах. Тогда их деятельность отвращена от Сатурна. Поэтому видит

ясновидческое восприятие в описанном развитии Сатурна некое восхождение и

нисхождение. Восхождение длится вплоть до образования теплового состояния.

Затем начинается со световой игрой уже некий отлив. И когда затем

человеко-фантомы приняли облик через 'Духов Воли', тогда мало-помалу

отступают назад также и Духовные существа: развитие Сатурна умирает в себе;

оно исчезает как таковое. Наступает некий род паузы покоя. Человеческий

зародыш вступает при этом как в некое состояние растворения; однако не в

такое, через которое он исчезал бы, но в такое, которое аналогично семени

растения, которое покоится в Земле, чтобы созревать в новое растение. Так

покоится человеческий зародыш до нового пробуждения в лоне Мира. И когда

есть временной пункт его пробуждения здесь, среди других взаимосвязей также

описанные выше Духовные существа усваивают себе способности, через которые

они могут далее обрабатывать человеческий зародыш. 'Духи Мудрости' достигли

в своем эфирном теле способность, не только как на Сатурне наслаждаться

отражением жизни; они способны позволить теперь также изливать жизнь из себя

и наделять ею других существ. 'Духи Движения' есть отныне так далеко, как на

Сатурне 'Духи Мудрости'. Низшим членом их существа было там астральное тело.

Теперь им собственно эфирное или жизненное тело. И вполне соответственно,

приходят другие Духовные существа к некой дальнейшей ступени развития. Все

эти Духовные существа могут поэтому воздействовать при дальнейшем развитии

человеческого зародыша по-другому, чем они воздействовали на Сатурне. -

Теперь, однако, растворился человеческий зародыш в конце развития Сатурна. С

тем, чтобы дальше развитые Духовные существа могли здесь продолжать дальше,

где они ранее прекратили, должен этот человеческий зародыш еще раз вкратце

повторить ступени, через которые он проходил на Сатурне. Это показывается,

именно, сверх-чувственной способности восприятия. Человеческий зародыш

выступает из своей сокрытости наружу и начинает развиваться из собственной

способности (Vermцgen) через силы, которые были привиты ему на Сатурне. Он

выходит как волевое существо из тьмы, приносит себя к видимости жизни, к

Душевной приверженности и так далее, вплоть до такого проявления

машино-образной личности, которую он имел в конце развития Сатурна. (Ссылка

##3)