человеческого существа
также не непосредственно так, как они есть, выдают себя как различные
ступени развития, то соразмерное чувствам рассмотрение усматривает в таких
формах все-же эти ступени.
*
Из современных четырех членов человеческого существа физическое тело
является наидревнейшим. Оно также является таким, которое в своем роде
достигло наибольшего совершенства. И сверх-чувственное исследование
показывает, что этот член человека уже в течение развития Сатурна был в
наличии. Будет показано в этом представлении, что все-таки облик, который
это физическое тело имело на Сатурне, был нечто полностью отличным от
настоящего физического тела человека. Это Земное физическое тело человека
может существовать в своей природе только через то, что оно находится в
совместной связи с жизненным телом, астральным телом и Я в таком роде, как
это было описано в предшествующих частях этого писания. Подобная совместная
связь еще не была в наличии на Сатурне. Тогда проделывало физический тело
свою первую ступень развития, без того чтобы в нем было вчленено некое
человеческое жизненное тело, астральное тело или Я. Оно созрело в течение
развития Сатурна только к тому, чтобы принять жизненное тело. Для этого
должен был Сатурн сначала одухотвориться и затем опять-воплотиться как
Солнце. В пределах воплощения Солнца развернулось опять, как из оставшегося
зародыша, то, чем физическое тело стало на Сатурне; и тут впервые могло оно
быть проникнутым эфирным телом. Через такое вчленение эфирного тела
физическое тело превращает свой вид; оно было поднято на вторую ступень
совершенства. Аналогичное случилось в течение развития Луны. Человеческий
предок, как он перешел в развитии от Солнца к Луне, вчленил себе здесь
астральное тело. Через это было превращено физическое тело в третий раз,
итак поднято на третью ступень своего совершенства. Жизненное тело было при
этом также превращено; оно стоит отныне на второй ступени своего
совершенства. На Земле, состоящему из физического тела, жизненного тела и
астрального тела предку человека, вчленяется Я. Через это достигло
физическое тело своей четвертой степени совершенства, жизненное тело
третьей, астральное тело второй; Я стоит только на первой ступени своего
бытия.
Это, если предаются непредвзятому рассмотрению человека, не сделает
никаких затруднений, чтобы правильно представить себе эти разные степени
совершенства отдельных членов. Нужно только сравнить в этом отношении
физическое тело с астральным. Конечно, стоит астральное тело, как Душевный
член, на более высокой ступени развития, чем физическое. И если первое в
будущем будет иметься совершенным, то оно будет для цельного существа
человека значить значительно много больше, чем современное физическое тело.
Все-же в своем роде таковое достигло известной ступени высоты. Можно
обдумать в смысле наибольшей мудрости организованное строение сердца,
чудо-устройство мозга и так далее, да сами отдельные части кости, например
верхнего конца бедра. Найдут в этом конце кости закономерно расчлененную
сеть или каркас, упорядоченный из утонченных косточек (Stдbchen). Целое
составлено так, что с затратой наималейшего количества материала достигается
наиболее оптимальное действие на плоскости сустава, например, наиболее
целесообразное распределение трения и с этим достигается правильный род
подвижности. Так находят, преисполненные мудрости, устройства в частях
физического тела. И кто к этому далее рассмотрит гармонию в совместном
взаимодействии частей как целого, тот конечно найдет верным, когда говорится
о совершенстве этого члена человеческого существа в своем роде. При этом не
приходит в рассмотрение, что у известных частях наступает нецелесообразное
проявление или могут выступить нарушения в их строении и отправлениях. Можно
даже найти, что такие нарушения, в известном отношении, являются только
необходимыми теневыми сторонами, преисполненного мудрости света, который
изливается над целым физическим организмом. И теперь сравнивают с этим
астральное тело, как носитель удовольствия и страдания, вожделений и
страстей. Какая нестабильность господствует в нем в отношении удовольствия и
страдания, какие, противо-идущие более высоким целями человека, часто
бессмысленные